Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2750
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 04.02.2008, постановление от 31.03.2008 по делу N А24-6641/2007 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления от 23 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2007 N 000046алк/юр по делу об административном правонарушении Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 04.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2008, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб. Судебные акты мотивированы тем, что инспекция неправильно квалифицировала вменяемое обществу правонарушение, тогда как его следовало квалифицировать по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит их отменить и в удовлетворении требований общества отказать. По мнению заявителя жалобы, квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации. В данном случае документы были представлены в налоговый орган после окончания проверки, что является нарушением правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и должно квалифицироваться по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы инспекции, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, прилагает к отзыву копию конверта с почтовым штемпелем о получении 02.07.2008 определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа о назначении кассационной жалобы налогового органа к производству.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебном разбирательстве по делу участия не принимали.
В заседании суда был объявлен перерыв до 23.07.2008.
Ходатайством от 23.07.2008 общество просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в павильоне "Апельсинчик", расположенном в г. Петропавловске-Камчатском, по ул. Индустриальной 19 и принадлежащем ООО "К".
Результаты проверки отражены в акте N 000046*АЛК от 14.12.2007, из содержания которого следует, что на момент проверки в павильоне отсутствовала и не была представлена по требованию проверяющего справка к товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) на водку "Вальс Бостон" в количестве 4-х бутылок, что является нарушением требований части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
17.12.2007 в налоговый орган данная справка представлена, что явилось основанием для составления 17.12.2007 инспекцией в отношении общества протокола N 000046алк/юр об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки инспекцией 19.12.2007 принято постановление N 000046 алк/юр по делу об административном правонарушении, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, на него наложен штраф в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд обеих инстанций пришел к выводу о том, что действия общества следовало квалифицировать по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с неправильной квалификацией налоговым органом допущенного правонарушения суд признал оспариваемое постановление незаконным.
Данный вывод является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к категории которых относится товарно-транспортная накладная, справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной.
Пунктами 2 и 139 Правил продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в том числе товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, предъявлять их по требованию покупателя.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии вышеперечисленных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из материалов дела следует, что общество в момент проверки не представило на алкогольную продукцию ТТН. Необходимые документы, подтверждающие легальность нахождения оборота алкогольной продукции, представлены в налоговый орган 17.12.2007.
Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае сопроводительные документы на алкогольную продукцию были представлены в налоговый орган, следовательно, вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, противоречит нормам материального права.
Непредставление документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции по требованию проверяющих образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Непредставление контролирующему органу во время проведения проверки данных документов при наличии их и последующем представлении при рассмотрении материалов административного дела является квалифицирующим признаком, отличающим правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, от состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 этой же статьи.
Исходя из вышеизложенного налоговый орган правильно квалифицировал допущенное обществом правонарушение по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, так как представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение обществом пункта 12 Правил продажи, в связи с чем у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого постановления незаконным и отмены.
Так как все обстоятельства дела установлены судом, но неверно применены нормы материального права, судебные акты подлежат отмене с принятием своего решения по делу.
В связи с отказом в удовлетворении требований общества у суда нет правовых оснований и для взыскания с инспекции в пользу общества судебных расходов в сумме 10000 руб. В данной части судебный акт также подлежит отмене, что соответствует пункту 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым расходы на оплату услуг представителя взыскиваются лицу, в пользу которого принят судебный акт.
В связи с тем, что в материалах дела имеется исполнительный лист на взыскание с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому судебных расходов в сумме 10000 руб., а суд кассационной инстанции не обладает сведениями о его полном или частичном исполнении, арбитражному суду следует в соответствии со статьей 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести поворот исполнения судебного акта в данной части.
Руководствуясь статьями 286-289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.02.2008, постановление апелляционной инстанции от 31.03.2008 по делу N А24-6641/2007 Арбитражного суда Камчатской области отменить, в удовлетворении требований ООО "К" о признании незаконным и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 19.12.2007 N 000046алк/юр по делу об административном правонарушении и о взыскании судебных расходов в сумме 10000 руб. отказать.
Арбитражному суду Камчатской области произвести поворот исполнения судебных актов в части взыскания с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому в пользу общества с ограниченной ответственностью "К" расходов на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2750
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании