Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/2978
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца; Стасюков П.Г., представитель по доверенности от 01.01.2008 N ДЭК-20/101Д, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 20.05.2008 по делу N А04-1310/08-11/155 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление Администрации Сковородинского района, муниципальное общеобразовательное учреждение "Муниципальная средняя общеобразовательная школа п. Бамовский", о взыскании 19549 руб. 32 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2008 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 19549 руб. 32 коп., составляющих расходы от предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 по 31.12.2007.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определениями суда от 25.03.2008, от 22.04.2008 привлечены Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление Администрации Сковородинского района, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Муниципальная средняя общеобразовательная школа п. Бамовский".
Решением от 20.05.2008 требования истца удовлетворены в полном объеме путем взыскания в его пользу с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 19549 руб. 32 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "Об образовании", не передавались.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании представитель истца с жалобой не согласился и просил оставить судебный акт без изменения.
Другие участники судебного процесса не явились, несмотря на надлежащее извещение.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого судебного акта проверяется кассационной инстанцией в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (организация) и Муниципальным общеобразовательным учреждением "Муниципальная средняя общеобразовательная школа п. Бамовский" (Учреждение) заключен договор от 01.02.2007 N 27 на оказание услуг по предоставлению льгот, согласно которому организация обязалась предоставлять льготу по оплате за электрическую энергию, согласно Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" от 05.12.2005 N 99-ОЗ работникам, согласно спискам, предоставленным Абонентам. Пунктом 4 Договора предусмотрено, что Организация выставляет Абоненту счет-фактуру на сумму предоставленной льготы. Возмещение расходов на предоставленные льготы производится Абонентом путем оплаты платежным поручением, в течение десяти дней после получения счета-фактуры.
В период с 01.11.2007 по 31.12.2007 в соответствии с Законом "Об образовании" ОАО "ДЭК" согласно договору от 01.02.2007 N 27 предоставляло льготы по оплате электрической энергии педагогическим работникам п. Бамовский Сковородинского района Амурской области, в результате чего у истца образовались убытки.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 19549 руб. 32 коп. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации образовании", устанавливается законодательными актами субъектов и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Так, в силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут предаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в годном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Сковородинского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1549 руб. 32 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.05.2008 по делу N А04-1310/08-11/155 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-1/2978
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании