Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3793
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 01.07.2008 по делу N А04-1901/08-10/197 Арбитражного суда Амурской области, по иску Возжаевской квартирно-эксплуатационной части ФГУ Управление Дальневосточного военного округа к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица Муниципальное учреждение "Отдел социальной защиты населения Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение "Финансовый отдел Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение "Отдел образования Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение "Отдел культуры Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение здравоохранения "Ромненская ЦРБ", о взыскании 98056,25 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 года.
Возжаевская квартирно-эксплуатационная часть ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов в сумме 98056,25 руб., связанных с предоставлением в период с 01.09.2006 по 31.12.2006 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, медицинским работникам, работникам культуры.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное учреждение "Отдел социальной защиты населения Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение "Финансовый отдел Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение "Отдел образования Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение "Отдел культуры Администрации Ромненского района", Муниципальное учреждение здравоохранения Ромненская ЦРБ.
Решением суда от 01.07.2008 убытки, связанные с предоставлением льгот медицинским работникам, работникам культуры, взысканы с Амурской области за счет средств казны Амурской области в сумме 36395,97 руб., а убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам, взысканы с Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность этого судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
Жалоба мотивирована неправомерным взысканием из федерального бюджета убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности принятого по настоящему делу решения установлено, что отмене либо изменению оно не подлежит по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с 01.09.2006 по 31.12.2006 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским, педагогическим работникам и работникам культуры, проживающим и работающим в сельской местности Ромненского района Амурской области.
Факт предоставления льгот истцом в спорный период, их объем и стоимость доказаны актами сверок, счетами-фактурами, отчетами о предоставлении льгот, списками граждан-льготников с указанием начисленных сумм, извещениями на оплату коммунальных услуг.
В части взыскания денежных средств в сумме 36395,97 руб. решение суда не оспорено.
Удовлетворяя исковое требование частично за счет федеральной казны, суд правомерно руководствовался закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом РФ "Об образовании", Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности". Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", а также Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация спорных расходов в сумме 61660,28 руб. истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.
При этом судом установлено, что из федерального бюджета в 2006 году денежные средства на компенсацию данных расходов субъекту РФ не предоставлялись.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Законом "Об образовании" из федерального бюджета не выделялись, суд правомерно привлек к ответственности Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа и взыскал убытки, возникшие у истца в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.09.2006 по 31.12.2006.
Доводы заявителя жалобы о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой инстанции отклонены обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для педагогических работников относится к компетенции Министерства финансов РФ и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на незаконное удовлетворение иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ признаются необоснованными, поскольку статья 26.3 данного Закона не предусматривает финансирование спорных льгот за счет собственных средств бюджета субъекта РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.07.2008 по делу N А04-1901/08-10/197 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3793
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании