Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления муниципальной собственности города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 08 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 10 ноября 2021 года по административному делу по коллективному административному исковому заявлению Тесленко Владимира Кузьмича, Куценко Сергея Анатольевича, Карпова Сергея Ивановича, Дорофеевой Натальи Леонидовны, Жемчужниковой Марии Сергеевны, Саргсян Геворга Мартиновича, Хайдукова Дмитрия Владимировича, Соколовского Андрея Иосиповича, Бахметьевой Нины Константиновны, Дядченко Владимира Васильевича, Карпушева Владимира Анатольевича, Тихонова Сергея Юрьевича, Спивак Елены Николаевны, Масенкова Валерия Ивановича, Потеха Юлии Александровны, Потребич Виталия Николаевича, Федосеевой Ольги Викторовны, Прокопенко Валерия Васильевича, Андросенко Владимира Васильевича, Блиндяева Виктора Андреевича, Левтюхова Александра Анатольевича, Москалевой Людмилы Юрьевны, Тихоновой Инги Петровны, Гайденко Павла Павловича, Нечаева Михаила Викторовича, Иванова Владимира Дмитриевича, Мотченко Татьяны Витальевны, Чичка Сергея Сергеевича, Матюшова Антона Викторовича, Потеха Юрия Борисовича, Елизарьевой Светланы Юрьевны, Карасева Виталия Васильевича, Клочкова Александра Николаевича к управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в общую долевою собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя управления муниципальной собственности города Владивостока ФИО44, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тесленко В.К, Куценко С.А, Карпов С.И, Дорофеева Н.Л, Жемчужникова М.С, Саргсян Г.М, Хайдуков Д.В, Соколовский А.И, Бахметьева Н.К, Дядченко В.В, Карпушев В.А, Тихонов С.Ю, Спивак Е.Н, Масенков В.И, Потеха Ю.А, Потребич В.Н, Федосеева О.В, Прокопенко В.В, Блиндяев В.А, Левтюхов А.А, Москалева Л.Ю, Тихонова И.П, Гайденко П.П, Нечаев М.В, Иванов В.Д, Мотченко Т.В, Чичка С.С, Матюшов А.В, Потеха Ю.Б, Елизарьева С.Ю, Карасев В.В, Клочков А.Н, Андросенко В.В. обратились в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать незаконным отказ управления муниципальной собственности города Владивостока (далее - УМС города Владивостока), выраженный в письме от 16 февраля 2021 года за N22965/20у, в принятии решения о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", цель: гаражный кооператив 23 бокса; возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении в общую долевую собственность указанного земельного участка в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 08 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 10 ноября 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено: признано незаконным решение УМС города Владивостока от 16 февраля 2021 года N 22965/20у об отказе в предоставлении в общую долевую собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для эксплуатации здания гаражного кооператива 23 бокса; на УМС города Владивостока возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
23 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УМС города Владивостока, поданная через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края 06 мая 2022 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 07 апреля 2010 года N 462 (в ред. от 23 октября 2020 года) земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами). В соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны к основным видам разрешённого использования такой вид использования как "гаражный кооператив 23 бокса" не предусмотрен. Таким образом, цель использования не соответствует виду разрешённого использования испрашиваемого земельного участка. Кроме этого, согласно имеющейся документации, расположенный в границах спорного земельного участка объект недвижимости - "гаражи" с кадастровым номером N является группой рядом стоящих металлических гаражей, которые не обладают признаками капитальности. А необходимым условием для предоставления в собственность земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2022 года кассационная жалоба УМС города Владивостока передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные истцы в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя УМС города Владивостока ФИО44, изучив письменные возражения представителя административных истцов ФИО46, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Частью 1 статьи 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ).
Абзацем вторым статьи 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Исходя из содержания приведённых норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов N 419 от 24 августа 1983 года с целью строительства гаражей для индивидуального автотранспорта был создан ГСК N 46.
На основании Акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации 16 сентября 1983 года Управлением коммунального хозяйства предоставлен ГСК N 46 земельный участок площадью 0, 17 га по "адрес", для застройки 23 гаражных боксов.
Согласно выписки из ЕГРН от 10 ноября 2020 года, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1700 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Владивосток, проспект Красного Знамени, дом 131, отнесён к категории земель "земли населённых пунктов", установлен вид разрешённого использования "гаражный кооператив 23 бокса", поставлен на кадастровый учёт 25 декабря 2005 года.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15 ноября 2016 года N 1115-вр предварительно согласовано предоставление ГСК N 46 земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1700 кв.м, по адресу: "адрес", при условии уточнения границ земельного участка.
Распоряжением УМС города Владивостока от 09 октября 2020 года N2305/28 предварительно согласовано предоставлением членам ГСК N 46 земельного участка с кадастровым номером N площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", при условии уточнения границ земельного участка.
Административные истцы являются членами ГСК N 46, и им на праве собственности принадлежат гаражные боксы с 1 по 23, расположенные по адресу: "адрес", которые были поставлены на кадастровый учёт в марте 2016 года.
Кроме этого, имеется решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 10 октября 2017 года, вступившее в законную силу 07 февраля 2018 года, которым удовлетворено исковое заявление Тесленко В.К. и за ним признано право собственности на объект недвижимости - гаражный бокс N 18, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес".
10 декабря 2020 года административные истцы обратились в УМС города Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", цель: гаражный кооператив 23 бокса, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Решением УМС города Владивостока, изложенным в письме от 16 февраля 2021 года за N 22965/20у, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ административным истцам отказано в предоставлении в общую долевую собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:010031:242, площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для эксплуатации гаражного кооператива 23 бокса, по тем основаниям, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории ВГО, утверждёнными решением Думы города Владивостока от 07 апреля 2010 года N 462, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне, предназначенной для застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж-4), а градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-4 вид разрешённого использования земельного участка "гаражный кооператив 23 бокса" не предусмотрен, и что согласно сведениям ЕГРН на территории испрашиваемого земельного участка находится объект недвижимости - "гаражи" с кадастровым номером N, в границах которого расположено 38 нежилых помещений - "гаражных боксов", принадлежащих на праве общей долевой собственности заявителям, в связи с чем фактическая цель использования не соответствует виду разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N; по результатам осмотра проведённого МКУ "Комплексное развитие земель и недвижимости города Владивостока" установлено, что расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером N объект недвижимости - "гаражи" с кадастровым номером N является группой рядом стоящих металлических гаражей, не обладающих признаками капитальности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также сведений о виде их разрешенного использования (часть 7 статьи 1, пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённым приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (ред. от 16 сентября 2021 года) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 02 июля 2021 года), установили, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлялся ГСК N 46 на основании государственного акта от 16 сентября 1983 года для строительства и дальнейшей эксплуатации гаражей, является ранее учтённым с видом разрешённого использования "гаражный кооператив 23 бокса", административные истцы являются членами ГСК N46 и собственниками гаражных боксов, распоряжением УМС города Владивостока 09 октября 2020 года N 2305/28 предварительно согласовано предоставление членам ГСК N 46 испрашиваемого земельного участка, и пришли к правильному выводу, что установление Правилами землепользования и застройки на территории ВГО, утверждёнными решением Думы города Владивостока от 07 апреля 2010 года N 462, территориальной зоны Ж-4 не изменяет вид разрешённого использования ранее учтённого земельного участка и не является основанием для отказа в предоставлении административным истцам испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, оспариваемое решение УМС города Владивостока является незаконным и нарушающим права и законные интересы административных истцов.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, УМС города Владивостока не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административных истцов, доводы административного ответчика и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Между тем, в кассационной жалобе УМС города Владивостока по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, в границах спорного земельного участка находится объект недвижимости - "гаражи", представляющий собой группу рядом стоящих металлических гаражей, которые не обладают признаками капитальности, является необоснованным, поскольку каждый гаражный бокс является объектом капитального строительства, имеет кадастровый номер и стоит на кадастровом учёте, а по смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам УМС города Владивостока в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 08 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления муниципальной собственности города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.