Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 октября 2008 г. N Ф03-4311/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ИП Комаровой Т.И. - Воропаев Ф.В. - представитель, дов. б/н от 14.05.2008, от ответчика: Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Мучкаева И.М. - главный специалист отдела правовой работы, дов. N 4-3-7/108 от 15.01.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу N А73-4281/2008-89АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Индивидуального предпринимателя Комаровой Т.И. к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Комарова Т.И. обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет по ценам и тарифам, административный орган) от 21.04.2008 N 19-д, которым предприниматель привлечена к административной ответственности по статье 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 решение суда от 18.06.2008 отменено, обжалуемое постановление признано незаконным и отменено со ссылкой на нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении, выразившееся в ненадлежащем извещении предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края обратился в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, решение суда оставить в силе. В обоснование жалобы заявитель указывает, что предприниматель неоднократно извещалась о времени и месте составления протокола об административном правонарушении посредством направления в ее адрес телеграмм, письма и телефонограммы.
В судебном заседании представитель административного органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель предпринимателя в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, главными специалистами Комитете по ценам в присутствии государственного инспектора АТИ по Центральному району на основании приказа от 15.01.2008 N 1 проведена проверка правильности применения тарифов, взимаемых за проезд пассажиров в общественном транспорте на городских маршрутах города Хабаровска. В ходе проверки установлено, что на городском маршруте N 52 в автобусе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Комаровой Т.И., в нарушение постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 16.03.2007 N 7-Ц "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом по городу Хабаровску" с пассажиров взималась плата в размере 15 рублей, что подтверждается протоколом изъятия объявления о стоимости проезда от 17.01.2008.
22.01.2008 Комитетом по ценам и тарифам вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 3 и проведении административного расследования.
20.03.2008 главным специалистом Комитета по ценам и тарифам составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем председателя по вопросам тарифного регулирования, контролю за порядком ценообразования и правовой работе комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление N 19-д от 21.04.2008 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ИП Комарова Т.И. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности.
Шестой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, указал на то, что судом при принятии решения не проверено соблюдение административным органом процедуры оформления протокола.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно абзацу 4 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Апелляционным судом установлено, что на момент составления протокола административный орган не располагал сведениями о вручении ИП Комаровой Т.И. извещения от 12.03.2008 N 4-1-2/672 с предложением явиться для составления протокола 19.03.2008, телефонограмма принята лицом, представившимся мужем.
Направление уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телефонограммой не противоречит нормам Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, однако при решении вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми и безусловными доказательствами получения указанного уведомления субъектом административного правонарушения.
Таким образом, в данном случае уведомление о вызове от 17.03.2008, переданное телефонограммой, не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку не позволяет зафиксировать факт его получения индивидуальным предпринимателем Комаровой Татьяной Ивановной и, следовательно, обеспечить соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении и представляющей ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о существенном нарушении административным органом процедуры привлечения индивидуального предпринимателя Комаровой Т.И. к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 06.08.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-4281/2008-89АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Направление уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телефонограммой не противоречит нормам Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, однако при решении вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми и безусловными доказательствами получения указанного уведомления субъектом административного правонарушения.
Таким образом, в данном случае уведомление о вызове от 17.03.2008, переданное телефонограммой, не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку не позволяет зафиксировать факт его получения индивидуальным предпринимателем Комаровой Татьяной Ивановной и, следовательно, обеспечить соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении и представляющей ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
...
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2008 г. N Ф03-4311/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании