Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А. с участием прокурора Мещерякова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1783/2022 по административному исковому заявлению АО "Моспроект" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2018 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2021 года.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года.
Административный истец является собственником помещений общей площадью 4 817, 5 кв.м. в здании с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, улица ---. Площадь здания составляет 9 939, 5 кв.м. Помещение площадью 4 225, 2 кв.м. в спорном здании принадлежит ФГУП "Гостиница", которое привлечено судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 4240, в Перечень на 2018 год под пунктом 4386, в Перечень на 2019 год под пунктом 5084, в Перечень на 2020 год под пунктом 451, в Перечень на 2021 год под пунктом 789, в Перечень на 2022 год под пунктом 4671.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здание также не используется для указанных целей, помещения в здании занимают собственные службы АО "Моспроект", которое является проектным институтом, осуществляет деятельность в области архитектуры и проектирования, часть помещений занимает ФГУП "Гостиница" для размещения номерного фонда гостиницы, помещения в здании в аренду сторонним организациям не сдаются.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица ФГУП "Гостиница" в судебном заседании полагал требования подлежащими удовлетворению, указал, что в здании находится АО "Моспроект", ФГУП "Гостиница", у данных организаций имеется отдельный вход в здание, на территории здания имеется пропускной режим, помещения в здании не сдаются в аренду сторонним организациям, для делового и торгового центра здание не используется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мещерякова И.С, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что здание включено в Перечни по критерию вида фактического использования здания для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, на основании акта Госинспекции по недвижимости от 30 сентября 2014 года N ---, согласно которому здание полностью используется для размещения офисов, акт составлен без доступа, а также на основании акта от 02 сентября 2019 года N ---, согласно которому здание на 32, 73% используется для размещения офисов.
В городе Москве порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) на основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП.
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как следует из положений пункта 1.3 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления, в том числе такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из содержания акта от 30 сентября 2014 года N --- видно, что он составлен без доступа инспекторов на объект, на фототаблице здания имеются снимки фасада здания, а также вывеска, на которой содержится наименование административного истца - ОАО по комплексному проектированию градостроительных ансамблей жилых районов, уникальных зданий и сооружений "МОСПРОЕКТ".
Из содержания акта от 02 сентября 2019 года N --- видно, что он составлен с допуском инспекторов на объект, в разделе 2 акта к офисным помещениям инспекторами отнесены помещения, занимаемые АО "Моспроект" (2 566, 1 кв.м.), помещение, занимаемое администрацией ФГУП "Гостиница (77 кв.м.), помещение нотариуса (39 кв.м.).
По утверждению административного истца, занимаемые им помещения полностью используются для размещения собственных служб предприятия.
Из устава предприятия следует, что общество является правопреемником государственного предприятия "Управление по проектированию жилищно-гражданского и коммунального строительства Моспроект-1" (пункт 1.3). Основными видами деятельности предприятия согласно устава являются: деятельность в области архитектуры и проектирования и сопутствующая деятельность: осуществление функций генерального проектировщика, архитектурное проектирование, строительное проектирование и конструирование, проектирование инженерных систем и сетей, технологическое проектирование и прочее; деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, научно-исследовательская деятельность в области проектирования и строительства (пункт 1.7).
В подтверждение осуществляемой деятельности представлен договор на выполнение проектных работ N --- от 10 сентября 2019 года, по которому на предприятии лежит обязательство выполнить работы по корректировке буклета архитектурно-градостроительного решения для объекта: строительство гостиницы по адресу: город Москва, Сигнальный проезд, владение 12.
Приказом генерального директора АО "Моспроект" от 26 октября 2012 года N --- утверждена структурная схема предприятия, в которую входят функциональные отделы, проектные отделы и архитектурно-проектные мастерские. Из представленных в судебное заседание материалов видно, что АО "Моспроект" разработаны и реализованы проекты жилых комплексов на Тихвинский улице, в Протопоповском переулке, на улице Фонвизина, Волоколамском шоссе, на улице Вавилова (комплекс зданий Сберегательного банка РФ), а также проекты зданий, занимаемых Институтом хирургии сердца им. А.В. Вишневского, здания Федеральной налоговой службы РФ, здания Счетной Палаты РФ и прочих.
Из представленного в материалы дела штатного расписания следует, что в организации имеется штат в количестве 727 человек, в том числе, в штате состоят генеральный директор, его заместители по экономике, по развитию, по градостроительным вопросам, архитекторы, инженеры, проектировщики. В штате архитектурно-проектного центра предприятия состоят такие работники как руководитель архитектурно-проектного бюро, главный инженер центра, главный специалист-архитектор, специалист по авторскому надзору и прочие. В штате инженерного центра конструктивных решений состоят такие работники как главный инженер, специалист-конструктор, ведущий инженер и прочие.
На предприятии существует пропускной режим, установленный Приказом генерального директора от 25 июля 2017 года, который предусматривает введение и учет пропусков и шифров к ним, оборудование контрольно-пропускных пунктов, установление системы видеонаблюдения. Пунктом 3.2. Приказа устанавливается, что доступ в здания и служебные помещения АО "Моспроект" разрешается только при наличии личных пропусков, которые регистрируются в журнале учета и выдаются работнику под роспись. Въезд автотранспорта на территорию осуществляется строго по соответствующим спискам (пункт 3.5.1).
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что административный истец осуществляет проектно-архитектурную деятельность и использует принадлежащее ему помещение в спорном здании для размещения собственных служб, не сдает помещения в аренду, вывод инспекторов о том, что занимаемые АО "Моспроект" помещения относятся к офисным в целях осуществления деятельности, предусмотренной статей 378.2 Налогового кодекса РФ, является необоснованным.
Также несостоятельным является вывод акта обследования о том, что к офисному помещению подлежит отнесению помещение, занимаемое администрацией ФГУП "Гостиница". Согласно уставу данного предприятия, утвержденного приказом --- от 09 июня 2017 года, целью его деятельности является осуществление деятельности в целях решения социальных задач, в том числе, предоставление гостиничных услуг, мест для временного проживания. Предоставление гостиничных услуг исключено из сферы действия статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, следовательно, помещение, используемое администрацией гостиницы для осуществления уставной деятельности, также не подлежит отнесению к офисным.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что здание, об исключении которого из Перечня заявляет административный истец, не может быть отнесено к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам), а представляет собой проектно-научный институт и гостиницу, используется в соответствующих целях.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорное здание не относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
При изложенных обстоятельствах, административный иск подлежат удовлетворению. На основании статьи 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 4240 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 4386 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт 5084 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2020 года пункт 451 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт 789 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2022 года пункт 4671 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу АО "Моспроект" расходы по оплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.