Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 ноября 2008 г. N Ф03-5125/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Департамента финансов Приморского края - Пригор Т.С. - представитель по доверенности от 27.02.2008 N 10, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Приморского края на решение от 20.05.2008, постановление Пятого арбитражного суда от 11.08.2008 по делу N А51-1803/2008 43-42 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Приморавтотранс" к Чугуевскому муниципальному району, Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства"финансов Российской Федерации о взыскании 859731 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2008 года.
Открытое акционерное общество "Приморавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Чугуевскому муниципальному району, Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 859731 руб. суммы расходов по перевозке льготных категорий граждан.
Решением от 20.05.2008, оставленным без изменения - постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2008, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме за счет казны Приморского края. При этом суд установил, что из выделенных субъекту РФ целевых субвенций на оплату проезда федеральным льготникам 40985,90 тыс. руб. последним распределено в бюджеты муниципальных образований всего 24591,54 руб. на оплату проезда как по федеральному, так и областному бюджету, В связи с чем в иске к Чугуевскому муниципальному району и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе Департамента финансов Приморского края, который просит их отменить как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, в иске к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на оказание услуг по перевозке категории граждан, включенных в федеральный регистр, должна осуществляться за счет средств бюджета Российской Федерации, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с субъекта Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента финансов Приморского края поддержал доводы жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В заседании суда кассационной инстанции в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9 часов 20 минут до 21.11.2008.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа считает, что решение и постановление апелляционного суда подлежат отмене как принятые по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" 10.01.2006 между ОАО "Приморавтотранс" (исполнитель) и администрацией муниципального образования Чугуевский район (заказчик) заключен договор N ОПП 175 на возмещение расходов по перевозке льготных категорий пассажиров в автобусах городского и пригородного сообщения, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению 50% скидки от действующих тарифов по оплате проезда в автобусах городского и пригородного сообщения в пределах Чугуевского района льготных категорий пассажиров, входящих в краевой и федеральные регистры, а заказчик возмещает исполнителю расходы, связанные с предоставлением указанных льгот.
В соответствии с договором оплата производится заказчиком после поступления от исполнителя счетов-фактур и отчетов. Срок действия договора установлен сторонами с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Во исполнение договора истцом в 2006 году 136636 гражданам предоставлена 50% скидка по оплате за проезд, что повлекло для него расходы в сумме 1219971 руб., в том числе согласно его расчета по федеральным льготникам - 688632,72 руб., по областным - 531338,28 руб.
Чугуевским муниципальным районом произведена оплата расходов ОАО "Приморавтотранс" в размере 301930 руб. Оплата в указанном размере произведена муниципальным образованием за счет средств, выделенных району в 2006 году из краевого бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Сумма невозмещенных истцу расходов по отдельным категориям граждан, включенных как в федеральный, так и в краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты составила 918041 руб.
В связи со снижением общей стоимости проезда в результате издания Постановления Губернатора Приморского края от 15.08.2006 184-ПА данная сумма составила 859731 руб.
Поскольку оплата выполненных истцом услуг в полном объеме не произведена, образовалась задолженность в сумме 859731 руб., за взысканием которой ОАО "Приморавтотранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском без разделения задолженности по виду льготников.
В соответствии с п. 1 ст. 26.3 ФЗ РФ от 04.07.2003г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Пунктом 2 ст. 26.3 ФЗ РФ от 04.07.2003г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
На основании ст. 44 ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" бюджетам субъектов Российской Федерации установлены субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4010127,5 тыс. руб.
Субъекту Российской Федерации - Приморскому краю на указанные цели выделено 40985,9 тыс. руб., что подтверждается Законом Приморского края от 28.06.2007 N 111-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2006 год".
Возлагая ответственность на казну Приморского края арбитражный суд исходил из того, что согласно вышеназванному закону Приморским краем на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан вне зависимости от установления для последних мер социальной защиты федеральными или краевыми законами выделено 24591,54 тыс. руб., что значительно меньше средств субвенций, выделенных из средств федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
В этой связи арбитражный суд пришел к выводу о том, что возникновение у истца убытков явилось следствием ограниченного финансирования Приморским краем своего расходного обязательства.
Между тем данный вывод суда противоречит материалам дела, так как в Законе Приморского края от 28.06.2007 года N 111-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2006 год" в графе расходов краевого бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан вне зависимости от вида льготников указана сумма - 76401,90 тыс. руб. Кроме того, в отчете о фактически произведенных расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации (по федеральному регистру), значится, что плановые расходы на указанные цели составили 40985,9 тыс. руб., а израсходовано было 40878,3 тыс. руб. (24591,54 тыс. руб. + 16394,36 тыс. руб.), по областному бюджету соответственно - 35419,55 тыс. руб., а израсходовано - 35416,05 руб.
При таких обстоятельствах возложение убытков за оказанные услуги по перевозке льготников по федеральному регистру на казну Приморского края является недостаточно обоснованным.
С учетом изложенного решение от 20.05.2008 и постановление апелляционного суда от 11.08.2008 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, предложить истцу уточнить расчет иска по категориям льготников, установить каким уровнем власти не исполнены расходные полномочия и с учетом установленного разрешить данный спор.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А51-1803/2008 43-42 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 ноября 2008 г. N Ф03-5125/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании