Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 декабря 2008 г. N Ф03-5348/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.08.2008 по делу N А51-13336/2007 13-523/26 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" к администрации Артемовского городского округа, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 6642 руб. 85 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2008 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Артемовского городского округа, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 6642 руб. 85 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам, имеющим на это право на основании Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Решением суда от 15.08.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета субъекту РФ не были переданы финансовые средства в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование своих требований Минфшн РФ в лице УФК по Приморскому краю приводит доводы о том, что ст. 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу ст. 4 ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, участия в заседании суда не приняли.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, КГУП "Приморский водоканал" в декабре 2004 года за счет собственных средств предоставило льготы по оплате коммунальных услуг гражданам в соответствии с законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" на основании договора от 07.12.2004 N 153-Д, заключенного с администрацией г. Артема.
Поскольку расходы истца, связанные с предоставлением льгот, в размере 6642,85 руб. ему не возмещены, заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
При рассмотрении спора арбитражный суд обоснованно, руководствуясь названным Законом, с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", исходил из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот рассматриваемой категории граждан, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", бюджетам субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб. В том числе бюджету Приморского края на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета поступило 2444 тыс. руб., из которых администрации г. Артема перечислено 640041 руб.
Вместе с тем объем названных средств не удовлетворил потребность муниципального образования в финансировании спорных льгот.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому Закону за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Положения статьи 72 Конституции РФ об отнесении вопросов социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, как и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего, в связи с чем доводы Минфина РФ, приведенные со ссылкой на указанные нормы права, несостоятельны.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные в 2004 году истцом убытки в размере 6642 руб. 85 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.08.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13336/2007 13-523/26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 декабря 2008 г. N Ф03-5348/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании