Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 декабря 2008 г. N Ф03-5655/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 10.10.2008 по делу N А04-5882/08-11/444 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Энергия" к Отделу образования Администрации Тамбовского района, Министерству финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Амурской области), третье лицо: Финансовое управление Администрации Тамбовского района, о взыскании 804039, 37 руб.
Резолютивная часть постановления от 16 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Энергия" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу образования Администрации Тамбовского района, Министерству финансов Амурской области о взыскании убытков, в связи с оказанием гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2007 год в размере 804039,37 руб. в соответствии с договорами на оказание услуг по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги от 01.01.2007 NN 10, 11 и Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
В качестве правового основания иска МУП "Энергия" сослалось на статьи 16, 1069 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Амурской области) и Финансовое управление Администрации Тамбовского района.
До рассмотрения спора по существу судом в порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле, в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Амурской области).
Решением суда от 10.10.2008 исковые требования МУП "Энергия" удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 804039,37 руб. В иске к Министерству финансов Амурской области, Отделу образования Администрации Тамбовского района отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами для реализации льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании".
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований МУП "Энергия".
Считает, что согласно Законам Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", от 13.12.2006 N 263-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" и постановлению Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702, возмещение указанных в иске расходов должно осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения от 10.10.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, 01.01.2007 между МУП "Энергия" (Исполнитель) и Отделом образования Администрации Тамбовского района (Заказчик) заключены договоры NN 10 и 11 об оказании услуг по предоставлению льгот на жилищно - коммунальные услуги согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
По условиям данных договоров истец принял на себя обязательства предоставлять льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг льготной категории граждан, указанной в пунктах 1.1 договоров NN 10 и 11 (работники детского сада с. Раздольное, работники МОУ Раздольненская СОШ), а Заказчик - ежемесячно осуществлять возмещение Исполнителю (МУП "Энергия") недополученные доходы согласно предоставленным счетам путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца (пункты 1.1, 2.1.1, 2.2.2 договоров).
В связи с неполным возмещением расходов в 2007 году за предоставленные льготы МУП "Энергия" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Так в силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативно - правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право педагогических и руководящих работников (специалистов) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, из бюджета Амурской области Тамбовскому району в 2007 году было выделено - 16033 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам - 10095 тыс. руб. Указанное обстоятельство подтверждается отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Тамбовскому району на 01.01.2008.
Наличие и размер имеющейся перед истцом задолженности подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами (счета-фактуры, с приложенными к ним ведомостями начислений по каждому работнику, пользовавшемуся льготами; акты сверок взаимных расчетов за январь-декабрь 2007 года, подписанные со стороны Отдела образования Администрации Тамбовского района без возражений, иное).
Таким образом, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последняя в свою очередь не смогла обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 804039,37 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.10.2008 по делу N А04-5882/08-11/444 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2008 г. N Ф03-5655/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании