Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 декабря 2008 г. N Ф03-6085/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение от 08.08.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А51-7337/2008 40-181 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению администрации города Владивостока к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2008 N 1495 о назначении административного наказания.
Резолютивная часть постановления от 25 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2008 года.
Администрация города Владивостока (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее -административный орган, управление) от 18.06.2008 N 1495 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.08.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного суда от 29.09.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду наличия у административного органа законных оснований для привлечения администрации к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация в кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, привлечение администрации к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ неправомерно в связи с тем, что оно не является субъектом административного правонарушения. Кроме того, по мнению администрации, административным органом при производстве дела об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими жалобами управление провело внеплановое мероприятие по надзору за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и установило, что администрация нарушила требования пунктов 2.1.3, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, а именно: контейнерная площадка расположенная вблизи жилых домов по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Юмашева, 14 "в" и 16 "а" для временного складирования твердых бытовых отходов не имеет водонепроницаемого основания (металлические контейнера установлены на земле); не проведено согласование места размещения контейнерной площадки для временного складирования бытовых отходов для жилых домов по адресу: г. Владивосток, по ул. Адмирала Юмашева, 14 "а", "б", "в". Результаты проверки отражены в акте от 23.04.2008 N 1037.
Усмотрев в действиях администрации признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 07.05.2008 N 1495, на основании которого руководитель управления вынес постановление от 18.06.2008 N 1495 о признании администрации виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначен штраф в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением управления, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из толкования указанных выше правовых норм следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
Таким образом, судебными инстанциями сделан ошибочный вывод о том, что администрация является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения и у административного органа имелись правовые основания для привлечения ее к административной ответственности.
Учитывая изложенное решение суда, постановление апелляционного суда об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2008 N 1495 о назначении административного наказания, которым администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.08.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А51-7337/2008 40-181 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю от 18.06.2008 N 1495 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении администрации Владивостокского городского округа, расположенной по адресу: г. Владивосток, Океанский проспект, 20, признать незаконным и полностью отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
...
Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
Таким образом, судебными инстанциями сделан ошибочный вывод о том, что администрация является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения и у административного органа имелись правовые основания для привлечения ее к административной ответственности.
Учитывая изложенное решение суда, постановление апелляционного суда об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2008 N 1495 о назначении административного наказания, которым администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2008 г. N Ф03-6085/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании