Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2009 г. N Ф03-197/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Компании "Ш" - Батанов Е.Г., представитель по доверенности от 23.01.2009, от МИФНС России N 1 по Сахалинской области - Александровская Е.М., начальник юридического отдела по доверенности от 11.02.2009; Дракунова Н.Н., заместитель начальника отдела выездных налоговых проверок по доверенности от 11.02.2009, рассмотрел кассационную жалобу Компании "Ш" на решение от 29.07.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 по делу N А59-839/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Компании "Ш" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, о признании недействительным в части решения от 31.01.2008 N 11-06/760.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2009 года.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) до 18.02.2009.
Компания "Ш" (далее - компания; заявитель) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным в части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция; налоговый орган) от 31.01.2008 N 11-06/760.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее - Управление).
Решением суда от 29.07.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008, с учетом определения об исправлении опечатки от 23.12.2008, заявление компании удовлетворено, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным.
Не согласившись с выводами, изложенными в мотивировочной части названных выше судебных актов, относительно исчисления налога на прибыль в отношении прибыли, полученной при выполнении работ (оказании услуг) в рамках Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2", компания подала кассационную жалобу. Заявитель жалобы просит изменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно: статей 17 и 346.35 Налогового кодекса РФ. По мнению компании, поддержанному ее представителем в суде кассационной инстанции, при исчислении налога на прибыль организаций следует руководствоваться действующими в проверяемый период нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе статьей 284 Кодекса, которой установлена ставка в размере 24 процентов.
Инспекция в отзыве и ее представители в суде кассационной инстанции против отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части возражают, считая их в данной части законными и обоснованными.
Управление извещено надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 22.06.1994, до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", между Российской Федерацией в лице Правительства РФ, Администрации Сахалинской области и Компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." (Компания) заключено Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - Соглашение; СРП "Сахалин-2"; Сахалинский Проект). Указанным Соглашением регулируются вопросы разведки, освоения и разработки запасов углеводородов на Пильтун-Астохском и Лунском лицензионных участках. Соглашение содержит также специальные положения, в том числе, касающиеся вопросов налогообложения.
В соответствии со статьей 6 Соглашения Компания выполняет обязательства и реализует свои права по названному Соглашению самостоятельно либо при посредстве определяемых ею Оператора (Операторов) и поставщиков финансовых, маркетинговых и инженерно-технических услуг, а также других подрядчиков, субподрядчиков и агентов.
Статьей 18 "Налоги и обязательные платежи" Соглашения предусмотрено, что за исключением случаев, специально оговоренных в основном тексте Соглашения, права, обязанности и обязательства в отношении уплаты налогов и обязательных платежей, установленных для Сахалинского проекта, определяются в Дополнении 1 "Налоги и обязательные платежи" Приложение Е.
Пунктом первым указанного выше Дополнения закреплено, что Компания, ее подрядчики и субподрядчики являются плательщиками налога на прибыль, установленного согласно Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", со всеми последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1994 года, в отношении дохода таких лиц от Сахалинского Проекта, при этом условия, ставки и порядок взимания налога на прибыль должны оставаться без изменений в течение всего срока действия Соглашения, включая сроки его продления. Совокупная ставка всех федеральных, региональных и местных налогов на прибыль Компании, ее подрядчиков и субподрядчиков, исчисленных в соответствии с названным Дополнением 1, в силу пункта 2 (а) этого Дополнения не должна превышать 32%.
Статьей 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действующей на 01.01.1994) определена ставка налога на прибыль в размере 32%.
Судом установлено, что компания по договору N Н-00296 о предоставлении комплексных услуг - буровых работ на Пильтун-Астохском и Лунском нефтегазовых месторождениях, заключенному с Компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.", является поставщиком интегрированных услуг - операций по бурению, и, соответственно, подрядчиком последней, а по договору субподряда N RSG/ISP/H-00296-05/2004 о предоставлении нефтепромысловых услуг, связанных с исполнением проекта СРП "Сахалин-2", с 01.10.2004 - субподрядчиком Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.". Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности Южно-Сахалинского представительства Компании "Ш" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в том числе налога на прибыль организаций за период 2004-2006 годы. По результатам проверки составлен акт от 14.12.2007 N 11-06/1293 и, с учетом рассмотрения возражений налогоплательщика, 31.01.2008 принято решение N 11-06/760 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В ходе проверки налоговым органом, в числе других нарушений, установлено неправомерное применение налогоплательщиком ставки налога на прибыль в соответствии со статьей 284 НК РФ, вместо ставки, предусмотренной Соглашением.
Проверяя указанное решение инспекции по заявлению компании, суд признал данное решение недействительным в оспариваемой части, вместе с тем, согласился с позицией налогового органа по вопросу применения при исчислении налога на прибыль налоговой ставки и положений СРП "Сахалин-2" в отношении дохода от Сахалинского Проекта.
Принимая обжалуемые акты, суды руководствовались пунктом 15 статьи 346.35 НК РФ, в соответствии с которым при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений Налогового кодекса РФ и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.
Анализируя условия СРП "Сахалин-2", заключенного до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", и оценивая названные выше договоры подряда и субподряда, суд пришел к правильному выводу о том, что на компанию, являющуюся подрядчиком и субподрядчиком Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." в отношении доходов от Сахалинского проекта, распространяется порядок налогообложения, установленный Дополнением 1 Приложения Е Соглашения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.07.2008, постановление от 17.12.2008, с учетом определения от 23.12.2008 Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А59-839/2008 Арбитражного суда Сахалинской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действующей на 01.01.1994) определена ставка налога на прибыль в размере 32%.
...
Принимая обжалуемые акты, суды руководствовались пунктом 15 статьи 346.35 НК РФ, в соответствии с которым при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений Налогового кодекса РФ и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2009 г. N Ф03-197/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании