Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 апреля 2009 г. N Ф03-1078/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району Приморского края: представитель не явился; от Отделения по Михайловскому району УФК по Приморскому краю: Шеренговая О.В., представитель по доверенности от 19.03.2009 N 2017-02-19/114, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А51-9200/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края к Отделению по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий казначейства и обязании принять к исполнению исполнительный документ.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2009 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края (далее - Пенсионный фонд, УПФ РФ по Михайловскому району Приморского края) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение Федерального казначейства), выразившиеся в отказе принять постановление от 25.06.2008 N 10 о взыскании недоимки по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязании принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Решением суда от 25.09.2008 в удовлетворении заявленные требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 решение суда отменено. Суд, руководствуясь положениями пунктов 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" (далее - постановление Пленума ВАС РФ о 17.05.2007 N 31), признал незаконными действия казначейства по возврату постановления Пенсионного фонда без исполнения.
В кассационной жалобе Отделение Федерального казначейства просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на положения статей 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; статей 166.1, 239, 242.3 Бюджетного кодекса РФ; постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О федеральном казначействе"; приказ Минфина России от 04.03.2005 N33 "Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации". По мнению заявителя жалобы, исполнение органами казначейства иных исполнительных документов, не предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, является незаконным и выходящими за пределы предоставленных полномочий. Кроме этого, постановление не могло быть принято к исполнению в связи с отсутствием лицевого счета должника, указанного в постановлении. В отделении открыт счет Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат".
В суде кассационной инстанции представитель Отделения Федерального казначейства доводы жалобы поддержала в полном объеме.
УПФ РФ по Михайловскому району Приморского края в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов, изложенных в ней, просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный фонд, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Отделения Федерального казначейства, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пенсионным фондом 25.06.2008 вынесено постановление N 10 о взыскании с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников (далее - образовательное учреждение) пеней в сумме 5136,41 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов па обязательное пенсионное страхование, направленное в отдел судебных приставов по Михайловскому району УФССП по Приморскому краю.
04.08.2008 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возврате взыскателю исполнительного документа по пункту 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ в связи с тем, что исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Постановление от 25.06.208 N 10 Пенсионным фондом направлено для исполнения в Отделение Федерального казначейства, которое письмом от 03.07.2008 N 2017-01-04/08 возвращено без исполнения с указанием на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Пенсионный фонд, не согласившись с отказом в принятии постановления к исполнению, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения Федерального казначейства и обязании принять указанное постановление к исполнению.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, указал и то, что заявитель не может напрямую взаимодействовать с органами казначейства, поскольку установлен иной порядок взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционный суд, отменяя решение суда, исследовал и оценил имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Правильно применив нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам, суд сделал обоснованный вывод о том, что взыскание пеней по страховым взносам с должника должно производиться путем направления соответствующего постановления в Отделение Федерального казначейства и подлежит исполнению в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Довод Отделения Федерального казначейства о том, что постановление Пенсионного фонда не является исполнительным документом, правомерно отклонен судом исходя из следующего.
В силу пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31, установленная статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений к не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31. при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ осуществляет принудительное взыскание со четов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специалистами по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю лицевой счет, открытый 18.01.2006. Д тугих счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях образовательное учреждение не имеет.
В связи с чем, суд правомерно признал действия Отделения по Михайловскому району УФК по Приморскому краю по возврату УПФ РФ по Михайловскому району Приморского края постановления о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 25.06.2008 N 10 незаконными, обязав принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Довод кассационной жалобы о невозможности исполнения постановления Пенсионного фонда, в связи с неполным указанием в нем наименования должника, правомерно отклонен апелляционным судом. Иные реквизиты (ИНН, юридический адрес) указаны правильно, что не препятствовало Отделению Федерального казначейства исполнению постановления Пенсионного фонда.
Переоценка установленных и оцененных судом обстоятельств дела, в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия, предоставленные суду кассационной инстанции.
В связи с изложенным, оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу NА51-9200/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31. при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ осуществляет принудительное взыскание со четов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специалистами по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2009 г. N Ф03-1078/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании