Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 апреля 2009 г. N Ф03-1086/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от: ООО "РН-Востокнефтепродукт" - Радаева С.А. представитель по доверенности N 19-Д от 01.01.2009, Аншаков И.А. представитель по доверенности N 21-Д от 01.01.2009; от: ОАО "Хабаровскнефтепродукт" - Бахтина А.Б. представитель по доверенности N 07-27 от 28.01.2009, Бурдук Т.В. представитель по доверенности N 07-112 от 01.04.2009, Ахметгалимов А.Ф. представитель по доверенности N 07-111 от 01.04.2009, от: Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Костромеев Н.Б. представитель по доверенности N 01/6-1939 от 25.09.2006, Гуринович Е.В. представитель по доверенности N 1/742 от 17.02.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на решение от 20.10.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А73-9337/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровскнефтепродукт", общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании недействительными решения и предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" и открытое акционерное общество "Хабаровскнефтепродукт" обратились в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением суда от 16.09.2008 заявления объединены в одно производство.
Решением суда от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008, заявления удовлетворены. Оспариваемые решение и предписание признаны недействительными как несоответствующие статье 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ООО "РН-Востокнефтепродукт" и ОАО "Хабаровскнефтепродукт" просят решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующие закону и материалам дела.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзывов на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей антимонопольного органа и обществ, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.07.2008 N 31 признаны согласованными и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт" по установлению розничных цен реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории г. Хабаровска, Хабаровского района. На основании данного решения ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт" выдано предписание от 23.07.2008 N 18 о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В целях исполнения предписания обществам предложено проводить самостоятельную ценовую политику, формируя цену розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива исходя из суммы необходимых для реализации этих товаров расходов и прибыли.
В обоснование факта правонарушения в оспариваемом решении антимонопольный орган указал на следующее.
В проверяемом периоде ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт" изменяло розничные цены на нефтепродукты автобензинов и дизтоплива практически одновременно (разрыв от 3 до 11 дней). При этом разница в ценах розничной реализации автобензинов и дизельного топлива оставалась от 49 до 59 коп./л. Среднемесячные розничные цены реализации нефтепродуктов имели аналогичную динамику, что, по мнению антимонопольного органа, подтверждает согласованность действий обществ.
Считая, что решение и предписание антимонопольного органа незаконны, общества обратились в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласно статье 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" согласованными действиями хозяйствующих субъектов на товарном рынке являются действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее, чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
С учетом названных норм для признания хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", необходимо установить, что согласованные действия совершены на одном товарном рынке, являлись относительно единообразными и синхронными, и при отсутствии объективных причин.
Статья 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. То есть поведение хозяйствующих субъектов должно носить противоправный характер и быть направленным на ограничение конкуренции.
Признавая оспариваемые решение и предписание недействительными, суды пришли к выводу о наличии объективных причин для повышения розничных цен на автобензины и дизтопливо. Такими объективными причинами, по мнению судебных инстанций, являлись рост цен закупки сырой нефти, рост инфляции, рост тарифов на тепло- и электроэнергию, транспортные перевозки.
Данные выводы суда подтверждены материалами дела.
Кроме того, антимонопольным органом не представлены доказательства, подтверждающие, что повышение цен повлекло ограничение конкуренции на товарном рынке.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.10.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А73-9337/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
С учетом названных норм для признания хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", необходимо установить, что согласованные действия совершены на одном товарном рынке, являлись относительно единообразными и синхронными, и при отсутствии объективных причин.
Статья 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. То есть поведение хозяйствующих субъектов должно носить противоправный характер и быть направленным на ограничение конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 апреля 2009 г. N Ф03-1086/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании