Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2009 г. N Ф03-1269/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "44 электрическая сеть Военно-Морского флота" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 30.12.2008 по делу N А24-5310/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "44 электрическая сеть Военно-Морского флота" Министерства обороны Российской Федерации к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2009 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "44 электрическая сеть Военно-Морского флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "44 ЭС ВМФ" МО РФ, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 4931143,72 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Адамчука В.В. (далее - отдел судебных приставов, УФССП по Камчатскому краю) от 13.05.2008 по исполнительному производству N 1802/188/2/08.
Решением суда от 30.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что оснований для освобождения предприятия от взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку указанные предприятием обстоятельства не относятся к числу обстоятельств, с которыми Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) связывает возможность освобождения от ответственности за исполнение обязательства.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприятие подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что вина предприятия в неисполнении в установленный срок исполнительного документа отсутствует, так как у предприятия имелись чрезвычайные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнить требования. Кроме того, указывает на то, что должник предпринимал меры для заключения мирового соглашения, которое утверждено судом 20.06.2008.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Предприятие заявило ходатайство от 30.03.2009 N 15-611 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Камчатской области по делу N А24-4007/03-07 от 03.04.2006 о взыскании с ФГУП "44 ЭС ВМФ" МО РФ в пользу "Камчатскэнерго" суммы долга, судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 1802/188/2/08.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, 13.05.2008 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с предприятия исполнительского сбора в размере 7%, что составило 4931143,72 руб.
В качестве основания для вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора судебный пристав указал, что должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля, при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
Считая, что предприятие должно быть освобождено от взыскания исполнительского сбора, предприятие обратилось в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.
В доказательство уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа предприятие указывает на тяжелое материальное положение, вызванное временным нахождением предприятия в стадии банкротства; отсутствие денежных средств, необходимых для немедленного исполнения требований исполнительного документа; невозможность реализации имущества предприятия в связи с его мобилизационным назначением и необходимостью получения согласия собственника для его продажи; невозможность взыскания задолженности в сжатые сроки; несвоевременность поступления платежей от оказания услуг за поставляемую электроэнергию.
Арбитражный суд, рассмотрев вышеназванные обстоятельства и исследовав документы, представленные обществом в доказательство уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа, пришел к обоснованному выводу о том, что данные обстоятельства не являются основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора, поскольку не относятся к чрезвычайным и непреодолимым обстоятельствам.
С учетом изложенного, поскольку требования об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора либо уменьшении его размера предприятием не заявлялись, судом обоснованно сделан вывод о том, что основания для освобождения ФГУП "44 ЭС ВМФ" МО РФ от взыскания исполнительского сбора отсутствуют.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.12.2008 по делу N А24-5310/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
...
Должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2009 г. N Ф03-1269/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1269/2009