Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 апреля 2009 г. N Ф03-454/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 121 на решение от 03.09.2008, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу N А51-6271/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению жилищно-строительного кооператива N 121 к администрации города Владивостока об оспаривании бездействия.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2009 года.
Жилищно-строительный кооператив N 121 (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (далее - Администрация) в виде неосуществления действий по принятию решения о продлении срока действия постановления от 15.06.2005 N 712 "О предварительном согласовании жилищно-строительному кооперативу N 121 места размещения административно-жилого комплекса на земельном участке в районе улицы Черемуховая, 40" (далее - постановление от 15.06.2005 N 712), и об обязании Администрацию принять решение о продлении срока действия данного постановления.
Определением от 11.06.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс" (далее - Общество).
Решением от 03.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названными судебными актами, Кооператив обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает на нарушение судом положений статей 200, 201 АПК РФ.
Считает, что Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - Департамент), как органу исполнительной власти переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, но не полномочия по продлению (внесению изменений) в ненормативные правовые акты органа местного самоуправления.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Как следует из материалов дела, 15.06.2005 Администрацией принято постановление N 712 "О предварительном согласовании жилищностроительному кооперативу N 121 места размещения административно-жилого комплекса на земельном участке в районе улицы Черемуховая, 40", согласно которому Кооперативу предварительно согласовано на землях поселений на земельном участке площадью 8607 кв.м, место размещения административно-жилого комплекса.
В соответствии с пунктами 3, 4 данного постановления Кооператив в течение трех лет обязан разработать и согласовать в установленном порядке проектную документацию на строительство объекта с учетом охранной зоны инженерных коммуникаций.
10.09.2007 Кооператив обратился в Департамент с заявлением о предоставлении перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
Письмом от 02.10.2007 N 29/8-20-3880 Департамент сообщил Кооперативу о необходимости установления границ земельного участка и проведении его государственного кадастрового учета.
28.11.2007 Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры города Владивостока (далее - УМИГА города Владивостока) издано распоряжение N 632 "Об утверждении проекта границ земельного участка в городе Владивостоке в районе улицы Черемуховая, 40 жилищно-строительному кооперативу N 121 для строительства жилого дома".
22.02.2008 Кооператив обратился в территориальный отдел N 11 по городу Владивостоку Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Приморскому краю (далее - территориальный отдел N 11) с заявлением, о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Письмом от 26.02.2008 N 304 территориальный отдел N 11 возвратил Кооперативу землеустроительное дело без утверждения в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок налагается на учтенный земельный участок, предоставленный Обществу. При этом сообщил о необходимости подачи заявки о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет лично с приложением правоустанавливающих документов и документов о межевании земельного участка, утвержденных в установленном порядке.
Отказ территориального отдела N 11 в проведении государственного кадастрового учета земельного участка послужил основанием для обращения Кооператива в Администрацию с заявлением о продлении срока действия постановления от 15.06.2005 N 712.
Кооператив не получив от Администрации ответа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что процедура предварительного согласования земельного участка соблюдена в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (части 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом абзац 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) предусматривает, что в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, установил, что на момент принятия решения по настоящему делу спорный земельный участок был свободен от прав третьих лиц.
С учетом установленных обстоятельств, и принимая во внимание тот факт, что возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта законом не исключена, правомерен вывод суда о том, что Кооператив вправе требовать продление срока действия постановления от 15.06.2005 N 712.
Наряду с указанным судом приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края с 01.02.2007 возложены на органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Соответствующими полномочиями согласно постановлениям от 08.02.2007 N 23-па, от 18.05.2007 N 116-па обладает Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Из материалов дела следует, что Кооператив с заявлением о продлении срока действия постановления от 15.06.2005 N 712 обратился в Администрацию 30.04.2008.
Таким образом, поскольку Администрация с 01.02.2007 утратила полномочия по распоряжению спорным земельным участком, а также в связи с отсутствием доказательств обращения Кооператива с соответствующим заявлением в компетентный орган государственной власти Приморского края, обоснован вывод суда об отсутствии оснований установленных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконным постановления от 15.06.2005 N 712.
Суды обеих инстанций также правомерно указали на нарушение Администрацией положений статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации", выразившееся в неисполнении обязанности по направлению заявления Кооператива "по подведомственности". Однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в рамках настоящего спора Кооператив оспаривает бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 15.06.2005 N 712.
В этой связи довод жалобы о нарушении судом положений статей 200, 201 АПК РФ, является несостоятельным.
При разрешении спора другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу N А51-6271/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (части 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом абзац 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) предусматривает, что в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
...
Согласно статье 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края с 01.02.2007 возложены на органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
...
Суды обеих инстанций также правомерно указали на нарушение Администрацией положений статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации", выразившееся в неисполнении обязанности по направлению заявления Кооператива "по подведомственности". Однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в рамках настоящего спора Кооператив оспаривает бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 15.06.2005 N 712."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2009 г. N Ф03-454/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании