Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 апреля 2009 г. N Ф03-738/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области на решение от 02.12.2008 по делу N А59-3907/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению открытого акционерного общества "Н" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области о признании недействительными решений.
Резолютивная часть постановления от 01 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2009 года.
Открытое акционерное общество "Н" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения от 28.04.2008 N 2106 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 176677 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 года, а также пункт 1 решения от 08.08.2008 N 0129 Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее - управление), которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 17688 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 года.
Общество также просило обязать налоговый орган вернуть на его расчетный счет незаконно взысканные по инкассовому поручению от 11.07.2008 N 1387 денежные средства в размере 12700,59 руб.
Решением суда от 02.12.2008 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решение инспекции и пункт 1 решения управления признаны недействительными, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что представление налоговой декларации неустановленной формы не влечет применение налоговой ответственности по статье 119 НК РФ и, кроме того, указал на нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области предлагает решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, представление налоговой декларации по недействующей форме свидетельствует о том, что декларацию нельзя считать представленной, а обязанность налогоплательщика по ее своевременному представлению - исполненной, в связи с чем общество обоснованно привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ.
Кроме того, инспекция не согласна с выводом суда о том, что ею были нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, ссылаясь на направление соответствующих документов в установленный срок по адресу государственной регистрации налогоплательщика.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседание суда кассационной инстанции не принимали. Однако в отзыве на жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области доводы жалобы поддержало и просило отменить принятый по делу судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу от общества не поступил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по нижеследующему.
Как следует из материалов дела, 20.03.2007 обществом посредствам почтовой связи в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 года по форме, не установленной действующим законодательством. Обществу в трехдневный срок со дня получения уведомления предложено представить налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н.
После получения представленной 12.01.2008 обществом декларации соответствующей формы инспекция 28.04.2008 приняла решение N 2106, которым декларант привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 176677 руб. за несвоевременное предоставление декларации.
Пунктом 1 решения управления от 07.08.2008 N 0129 решение инспекции изменено, размер взыскиваемого с общества штрафа с учетом положений статей 112, 114 НК РФ снижен до 17688 руб.
Не согласившись с решением инспекции и пунктом 1 решения управления, общество обжаловало их в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, и правомерно признал оспариваемые решения налоговых органов недействительными.
Судом установлено, что общество первоначально представило налоговую декларацию за февраль 2007 года по налогу на добавленную стоимость 20.03.2007, то есть своевременно. Однако декларация была представлена на бланке, утвержденном приказом Минфина РФ от 28.12.2005 N 163н. Поскольку приказом Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н вышеназванный Приказ признан утратившим силу, то инспекция уведомлением от 26.03.2007 N 05/1216572 предложила обществу представить налоговую декларацию по новой форме.
Повторно налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 года в установленной форме представлена предпринимателем в налоговый орган 12.01.2008.
Пунктом 2 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Вышеназванная норма не предусматривает ответственность за представление в налоговый орган декларации неустановленной формы, следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности соответствует материалам дела, статье 80, пункту 2 статьи 119 НК РФ,
Кроме того, суд установил, что уведомление о рассмотрении 15.04.2008 акта налоговой проверки от 20.03.2008 N 1400 согласно реестру заказных писем было направлено инспекцией по юридическому адресу общества, указанному в его учредительных документах (Сахалинская область, Корсаковский район, с. Новиково). Вместе с тем, иные документы, составленные по результатам той же проверки, направлялись по фактическому месту расположения общества: г. Южно-Сахалинск, ул. Бумажная, д. 26, офис 204а.
При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о нарушении налоговым органом предусмотренной статьей 101.4 НК РФ процедуры привлечения общества к налоговой ответственности, и что данное нарушение носит существенный характер.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами арбитражного суда и об их несоответствии обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам по существу направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств и исследованных им доказательств, что противоречит статье 286 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.12.2008 по делу N А59-3907/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181-го дня.
По мнению налогового органа, представление налоговой декларации по недействующей форме свидетельствует о том, что декларацию нельзя считать представленной, а обязанность налогоплательщика по ее своевременному представлению - исполненной, в связи с чем общество обоснованно привлечено к ответственности по п.2 ст. 119 НК РФ.
Суд сделал вывод о том, что в данном случае представление налоговой декларации неустановленной формы не влечет применение налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
Суд установил, что общество первоначально представило налоговую декларацию по НДС своевременно, однако декларация была представлена на бланке, утвержденном приказом Минфина РФ от 28.12.2005 N 163н. Поскольку приказом Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н вышеназванный Приказ признан утратившим силу, то инспекция уведомлением предложила обществу представить налоговую декларацию по новой форме. После получения представленной обществом декларации соответствующей формы инспекция привлекла общество к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ.
Суд указал, что нормой п. 2 ст. 119 НК РФ не предусмотрена ответственность за представление в налоговый орган декларации неустановленной формы, следовательно, у инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности.
Суд поддержал позицию общества, решение суда оставил без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 апреля 2009 г. N Ф03-738/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании