Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 марта 2009 г. N Ф03-1019/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Гродековской таможни - Хапиков Б.А., представитель по доверенности от 13.02.2009 N 04-09/1042, от Дальневосточной оперативной таможни - Пономаренко А.В., представитель по доверенности от 20.01.2009 N 02-17/390, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С. - Сопровождение-Приморье" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А51-5910/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С. - Сопровождение-Приморье" к Гродековской таможне, Дальневосточной оперативной таможне о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и решения вышестоящего органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С. - Сопровождение-Приморье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Гродековской таможни N 10712000-45/2008 от 17.03.2008 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и решения N 10710/17ю/18а от 13.05.2008 Дальневосточной оперативной таможни.
Решением суда от 02.10.2008 заявленные требования удовлетворены, постановление и решение таможенных органов признаны незаконными и отменены. Суд счел неправильной квалификацию таможней действий общества по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, тогда как в них имелся состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Постановлением от 11.12.2008 Пятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, исходя из того, что таможня правомерно квалифицировала данное правонарушение по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, так как при декларировании товара общество превысило объем лесоматериалов, разрешенных лицензией к вывозу за пределы Российской Федерации, то есть нарушило запреты и (или) ограничения экономического характера.
В кассационной жалобе общество предлагает отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзывах на кассационную жалобу Гродековская таможня и Дальневосточная оперативная таможня, а также их представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили, предложив оставить постановление без изменения.
Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителя для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывы, заслушав представителей таможенных органов, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гродековской таможней 31.01.2008 проведена проверка исполнения лицензии N ЛР03507009200020 от 26.10.2007, выданной ООО "Альфа" на экспорт лесоматериалов в количестве 2100 м. куб., в отношении которых применяются меры ограничения.
В ходе проведения проверки таможенным органом было установлено, что по состоянию на 10.01.2008 по указанной лицензии обществом в интересах ООО "Альфа" по 51 ГТД из Российской Федерации в КНР перемещено 2084,416 м. куб. лесоматериалов.
Кроме этого, по ГТД N10712020/100108/0000193 в январе 2008 года общество задекларировало и вывезло с таможенной территории Российской Федерации по той же лицензии 25,05 м. куб. лесоматериалов из дуба, в результате чего на 9,426 м. куб. был превышен указанный в лицензии объем лесоматериалов.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней в отношении таможенного брокера дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого постановлением N 10712000-45/2008 от 17.03.2008 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ.
Постановление об административном правонарушении общество обжаловало в Дальневосточную оперативную таможню, которая решением от 13.05.2008 N 10710/17ю/18ав удовлетворении жалобы отказала.
Данное обстоятельство послужило основанием для обжалования постановления Гродековской таможни и решения Дальневосточной оперативной таможни в арбитражном суде, который принял по делу вышеназванное решение.
При пересмотре дела суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Частью 2 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 13 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности разрешений, лицензий, сертификатов и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В целях защиты интересов Российской Федерации при заготовке, реализации спорного товара - древесины ценных лесных пород и осуществлении внешнеторговых операций с такими товарами постановлением Правительства от 05.01.1999 N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" введено лицензирование экспорта из Российской Федерации лесоматериалов ценных лесных пород, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему постановлению. В данный перечень входят и лесоматериалы из дуба.
Во исполнение указанного постановления Государственным таможенным комитетом Российской Федерации был издан Приказ от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", предписывающий с 15.02.1999 производить таможенное оформление указанных в перечне лесоматериалов, помещаемых под таможенный режим экспорта, на основании лицензий, выданных Министерством торговли Российской Федерации.
К ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, пункт 1 части 1 статьи 24, статья 26 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления (статьи 163, 166, 173, 187 ТК РФ).
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера, согласно статье 158 ТК РФ, применяются независимо от заявленного таможенного режима.
Установив, что при декларировании товара общество на 9,426 м. куб. завысило разрешенный лицензией объем экспортируемого лесоматериала из дуба, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.3 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных и исследованных апелляционным судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятого по делу постановления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А51-5910/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера, согласно статье 158 ТК РФ, применяются независимо от заявленного таможенного режима.
Установив, что при декларировании товара общество на 9,426 м. куб. завысило разрешенный лицензией объем экспортируемого лесоматериала из дуба, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.3 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 марта 2009 г. N Ф03-1019/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании