Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 апреля 2009 г. N Ф03-1180/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Отделения по г. Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю -Котельникова С.М. - специалист 2 разряда отдела административной работы, дов. N 20-11-30/48 от 06.04.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по г. Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 13.10.2008, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 по делу N А51-8541/2008 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края к Отделению по г. Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании действий незаконными.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании ненормативного правового акта от 18.07.2008 N 11-02-06/1148 Отделения по городу Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю недействительным и действий Отделения казначейства незаконными.
Решением суда от 13.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009, требования УПФ РФ удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа Отделение по городу Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела суды не учли, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные листы и судебные приказы.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены принятых по делу судебных актов не установил.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пенсионный фонд 15.07.2008 направил в Отделение Федерального казначейства постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с федерального бюджетного учреждения "Следственный изолятор" N 3 ГУФСИН по Приморскому краю от 14.07.2008 N 781. Письмом от 18.07.2008 N 11-02-06/1148 Отделение Федерального казначейства возвратило Пенсионному фонду постановление от 14.07.2008 N 781 без исполнения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и правильно применив нормы пенсионного, бюджетного законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве, пришёл к обоснованному выводу об отсутствии у Отделения УФК оснований для отказа от исполнения постановления ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому округу Приморского края от 14.07.2008 N 781, поскольку последним соблюден порядок его предъявления.
Доводы заявителя кассационной жалобы несостоятельны в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Согласно пункту 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенном в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
При разрешении спора судебными инстанциями установлен и Отделением УФК не опровергнут факт соблюдения Пенсионным фондом порядка предъявления постановления от 14.07.2008 N 781 к исполнению, а именно: направление соответствующего решения для исполнения судебному приставу-исполнителю, как предусмотрено статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ, отсутствие у Следственного изолятора N 3 иных, помимо открытых в органах Федерального казначейства, счетов.
Таким образом, вывод суда о том, что исполнительный документ Пенсионного фонда подлежит исполнению органом Федерального казначейства, соответствует положениям статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.10.2008, постановление Пятого арбитражного суда от 04.02.2009 по делу N А51-8541/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
При разрешении спора судебными инстанциями установлен и Отделением УФК не опровергнут факт соблюдения Пенсионным фондом порядка предъявления постановления от 14.07.2008 N 781 к исполнению, а именно: направление соответствующего решения для исполнения судебному приставу-исполнителю, как предусмотрено статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ, отсутствие у Следственного изолятора N 3 иных, помимо открытых в органах Федерального казначейства, счетов.
Таким образом, вывод суда о том, что исполнительный документ Пенсионного фонда подлежит исполнению органом Федерального казначейства, соответствует положениям статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2009 г. N Ф03-1180/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании