Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2009 г. N Ф03-1957/09 по делу N А73-11045/2008
г. Хабаровск |
|
19 мая 2009 г. |
Дело N А73-11045/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.В.Котиковой
Судей: Е.П.Филимоновой, Т.Г.Брагиной
при участии
от ОАО "Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод": Слесарев С.А. - представитель по доверенности N 05.05.2009 б/н
от ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Максимов К.В. - старший государственный налоговый инспектор по доверенности от 04.09.2008 N 04-17722
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 25.11.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009
по делу N А 73-11044/2008 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде 1 инстанции судья Никитина Т.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Карасев В.Ф., Меркулова Н.В., Михайлова А.И.
По заявлению Открытого акционерного общества "Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконными действий и не подлежащими исполнению инкассовых поручений.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 мая 2009 года до 16 часов 20 минут.
Открытое акционерное общество "К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция; налоговый орган) по выставлению к расчетному счету общества инкассовых поручений от 27.08.2008 NN 7638, 10363, 13512, 15346, 20237, 20132, 21296, 22957, 22958, 23570, 24858, 24859 на общую сумму 4622673,15 руб. и признании указанных инкассовых поручений не подлежащими исполнению.
Решением суда от 25.11.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009, заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, инспекция подала кассационную жалобу и дополнение к ней, поддержанную ее представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данные судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что выставление инкассовых поручений на взыскание в принудительном порядке текущих платежей не противоречит положениям статей 5, 134 и 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", так как взыскание с должника неисполненных налоговых обязательств (текущих платежей) допускается на любой стадии банкротства. По мнению налогового органа, срок, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса РФ, при выставлении инкассовых поручений, с учетом внесенных изменений в указанную статью, а также статью 47 Кодекса, не пропущен. Кроме того, инспекция полагает, что суд, сделав вывод о несоответствии требований об уплате пеней положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ, вышел за пределы предмета спора.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене в части, исходя из следующего.
Из материалов дела судами установлено, что определением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2007 по делу N А73-2601/2007-9 принято к производству заявление ОАО "К" о признании его несостоятельным (банкротом), введено наблюдение. Решением суда от 06.05.2008 по данному делу общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Как видно из материалов дела, в связи с неуплатой обществом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за периоды апрель, июнь 2005 года, январь 2006 года, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года, 1 квартал 2008 года, единого социального налога (далее - ЕСН) за 2 и 3 кварталы 2007 года, налога на имущество за первый квартал 2007 года налоговым органом выставлены требования об уплате налогов и пеней: N 1319 по состоянию на 24.04.2007, N 17940 по состоянию на 21.06.2007, N 28545 по состоянию на 25.07.2007, N 31211 по состоянию на 24.08.2007, N 33154 по состоянию на 01.11.2007, N 33992 по состоянию на 26.11.2008, N 58776 по состоянию на 05.03.2008, N 9971 по состоянию на 14.03.2008, N 59914 по состоянию на 29.04.2008, N 7480 по состоянию на 06.02.2008.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком в установленный срок требований инспекцией в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ приняты решения: от 10.05.2007 N 5611, от 10.07.2007 N 7695, от 19.09.2007 N 13089, от 20.12.2007 N 18890, от 28.03.2008 N 22151, от 10.04.2007 N 22606, от 27.05.2008 N 23867, от 16.08.2007 N 11967, от 24.12.2007 N 18968 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках.
На основании вышеуказанных решений к счету общества в Хабаровском филиале банка "Возрождение" инспекцией выставлены инкассовые поручения от 27.08.2008 NN 7638, 10363, 13512, 15346, 20237, 20132, 21296, 22957, 22958, 23570, 24858, 24859.
Не согласившись с действиями налогового органа по выставлению инкассовых поручений, ОАО "К" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции счел, что спорные инкассовые поручения выставлены налоговым органом с нарушением срока, установленного статьей 46 Налогового кодекса РФ; в требованиях, послуживших основаниями направления в банк упомянутых инкассовых поручений о взыскании пеней не указаны размер недоимки, на которую начислены пени, порядок и срок, за который начислены пени.
Апелляционный суд, рассматривая дело в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно, согласился с выводами суда первой инстанции о несоответствии требований об уплате налога статье 69 НК РФ, поскольку отсутствуют сведения о размере недоимки и периоде начисления пеней.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Суды, исходя из указанной правовой нормы, а также исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, установили, что требование N 9971 не соответствует положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из него невозможно определить размер недоимки и определить период, за который начислены пени.
Таким образом, установив несоответствие требования N 9971 об уплате пеней, на основании которого выставлено инкассовое поручение от 27.08.2008 N 23570, положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, суды обоснованно удовлетворили заявление общества в части признания незаконными действия налогового органа по выставлению данного инкассового поручения.
Доводы инспекции о том, что суд, проверяя требования об уплате пеней на соответствие пункту 4 статьи 69 НК РФ, вышел за пределы заявленных обществом требований, несостоятельны, поскольку в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налоговом органе лежит бремя доказывания обоснованности выставления инкассовых поручений и, соответственно, начисления пеней и соблюдения порядка их взыскания.
Является правильным вывод апелляционного суда о неправомерном включении в требование N 7480 пеней, исчисленных на недоимки по НДС, которые не являются текущими обязательствами поэтому, как правильно отметил суд, пени, начисленные на такую задолженность, не подлежали включению в инкассовое поручение от 27.08.2008 N 21296, а могут быть предъявлены обществу только с соблюдением установленного Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Далее, признавая действия налогового органа незаконными и инкассовые поручения - не подлежащими исполнению, судебные инстанции, ссылаясь на положения статьи 46 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу о пропуске инспекцией срока, установленного для принудительного взыскания недоимки.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Данный срок является пресекательным, поскольку в силу пункта 3 вышеназванной статьи Кодекса решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, как следует из пункта 4 статьи 46 Налогового кодекса РФ, направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Вместе тем, из содержания пункта 4 статьи 46 Налогового кодекса РФ не вытекает каких-либо правовых последствий в случае пропуска месячного срока.
При этом пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ определено, что налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судом, как видно из обжалуемых судебных актов, фактически не проверено соблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных перечисленными выше нормами, для принятия решения об обращении взыскания на денежные средства и выставления инкассовых поручений, не дана оценка доводам инспекции о повторном выставлении инкассовых поручений в связи с закрытием расчетного счета в порядке требований статьи 133 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 НК РФ.
Между тем, указанные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения данного дела.
Кроме того, суды в нарушение статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не мотивировали выводы о несоответствии требований NN 1319, 33154, 33992 (НДС за март, сентябрь, октябрь 2007 года, ЕСН за третий квартал 2007 года), N 17940 (НДС за май 2007 и пени), N 28545 (ЕСН за второй квартал, НДС за июнь 2007, налог на имущество за первый квартал 2007 года и пени по каждому налогу), N 31211 (НДС за июль 2007 и пени), N 58776 (НДС за ноябрь, декабрь 2007 и пени), N 59914 (НДС за март 2008 и пени), N 7480 (пени по НДС за март-ноябрь 2007 года, январь 2008 года) положениям пункта 4 статьи 69 НК РФ. Указанные требования, кроме пеней, содержат суммы налогов, обязанность по уплате которых признана текущей, подлежащей взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также сроки уплаты налогов.
Следовательно, вывод судов о незаконности действий инспекции по выставлению инкассовых поручений от 27.08.2008 NN 7638, 10363, 13512, 15346, 20237, 20132, 22957, 24858, 24859, 22958, 21296 и признании их не подлежащими исполнению является преждевременным.
Учитывая изложенное, решение и постановление апелляционного суда в части признания незаконными действий инспекции по выставлению вышеупомянутых инкассовых поручений и признании их не подлежащими исполнению подлежат отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки и, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, разрешить спорные правоотношения, а также вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.11.2008, постановление от 09.02.2009 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-11045/2008 Арбитражного суда Хабаровского края в части признания незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по выставлению к расчетному счету открытого акционерного общества "К" инкассовых поручений от 27.08.2008 NN 7638, 10363, 13512, 15346, 20237, 20132, 22957, 24858, 24859, 22958, 21296 и признании не подлежащими исполнению указанных инкассовых поручений отменить. Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
В остальном судебные акты оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.В.Котикова |
Судьи |
Е.П.Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом, как видно из обжалуемых судебных актов, фактически не проверено соблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных перечисленными выше нормами, для принятия решения об обращении взыскания на денежные средства и выставления инкассовых поручений, не дана оценка доводам инспекции о повторном выставлении инкассовых поручений в связи с закрытием расчетного счета в порядке требований статьи 133 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 НК РФ.
Между тем, указанные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения данного дела.
Кроме того, суды в нарушение статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не мотивировали выводы о несоответствии требований NN 1319, 33154, 33992 (НДС за март, сентябрь, октябрь 2007 года, ЕСН за третий квартал 2007 года), N 17940 (НДС за май 2007 и пени), N 28545 (ЕСН за второй квартал, НДС за июнь 2007, налог на имущество за первый квартал 2007 года и пени по каждому налогу), N 31211 (НДС за июль 2007 и пени), N 58776 (НДС за ноябрь, декабрь 2007 и пени), N 59914 (НДС за март 2008 и пени), N 7480 (пени по НДС за март-ноябрь 2007 года, январь 2008 года) положениям пункта 4 статьи 69 НК РФ. Указанные требования, кроме пеней, содержат суммы налогов, обязанность по уплате которых признана текущей, подлежащей взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также сроки уплаты налогов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2009 г. N Ф03-1957/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании