Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 мая 2009 г. N Ф03-2068/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: В.П. Сбоев, представитель, доверенность б/н от 23.05.2006, от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Л.П. Таран, заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 20.06.2008 N 5578-12, от администрации г. Хабаровска: Д.Л. Малашкин, заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 19.01.2009 N 1.1.55/155 от Финансового департамента администрации г. Хабаровска: Д.Л. Малашкин, заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 11.01.2009 N 04-02/15, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение от 26.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А73-11209/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, третье лицо: администрация г. Хабаровска, о взыскании 4003968 руб. 75 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП "ХТТУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании разницы между фактическими расходами на перевозку граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) и установленной стоимостью проездного билета для проезда в городском общественном транспорте за период с октября по декабрь 2007 в размере 4030986 руб. 75 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Хабаровска (далее - Администрация).
Определением суда от 10.11.2008 в порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
Решением от 26.01.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то обстоятельство, что расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету, профинансированы в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП "ХТТУ" в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что выводы судов о полном возмещении расходов предприятия в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" не соответствуют материалам дела.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МУП "ХТТУ" поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Представитель Администрации и Финансового департамента администрации г. Хабаровска доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан. Обязанность по продаже ЕСПБ возложена на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Пунктом 7.3 данного постановления установлено, что Министерство социальной защиты населения Хабаровского края должно обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации ЕСПБ, в пределах средств, предусмотренных на эти цели.
Согласно пункту 7.4 постановления от 17.05.2005 N 122 Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязано направлять средства, указанные в пункте 7.3. данного постановления и приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в администрации муниципальных образований для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.
Учитывая общее количество реализованных УФПС "Почта России" ЕСПБ за период октябрь-декабрь 2007 года (215406) и принимая во внимание их фактическую стоимость в размере 375 руб., судебные инстанции установили, что транспортным предприятиям для возмещения расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан должно быть направлено 80777250 руб. (215406 х 375 руб.)
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края в 2007 перечислило Управлению социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска 82138690 руб. 16 коп. Полученные денежные средства Управление социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска самостоятельно распределяло между предприятиями, осуществляющими перевозку отдельных категорий граждан. В результате распределения финансирования истцу за 2007 год перечислено 117595882 руб. 80 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Требование о возмещении вреда подлежит удовлетворению при доказанности фактов наличия вреда и его размера, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, причинной связи между этими элементами.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исследовав и дав оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ доказательствам, представленным предприятием в подтверждение факта возникновения у него убытков в заявленном размере, арбитражный суд отклонил их на основании статьи 68 АПК РФ, правильно указав при этом, что они не позволяют определить действительное количество граждан, осуществивших поездки по ЕСПБ в спорный период.
Принимая во внимание то обстоятельство, что расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготой, профинансированы в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 в полном объеме, а факт причинения истцу убытков им не доказан, арбитражные суды правомерно отказали МУП "ХТТУ" в удовлетворении заявленного иска.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что выводы судов о полном возмещении расходов предприятия не соответствуют материалам дела, подлежит отклонению, как направленный на переоценку обстоятельств, установленных судебными инстанциями, что в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А73-11209/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7.4 постановления от 17.05.2005 N 122 Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязано направлять средства, указанные в пункте 7.3. данного постановления и приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в администрации муниципальных образований для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Принимая во внимание то обстоятельство, что расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготой, профинансированы в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 в полном объеме, а факт причинения истцу убытков им не доказан, арбитражные суды правомерно отказали МУП "ХТТУ" в удовлетворении заявленного иска."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2009 г. N Ф03-2068/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании