Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июня 2009 г. N Ф03-2284/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни на решение от 20.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по делу N А51-7807/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дэтэль-Авто" к Владивостокской таможне о признании бездействия незаконным.
Резолютивная часть постановления от 03 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2009 г.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв.
Общество с ограниченной ответственностью "Дэтэль-Авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия должностного лица Владивостокской таможни (далее - таможня), выразившегося в неосуществлении выпуска товаров по предварительным грузовым таможенным декларациям NN 10702030/100408/П010217, 10702030/100408/П010210, 10702030/110408/П01565, 10702030/110408/П010553, 10702030/110408/П010558, 10702030/110408/П010453 (далее - ГТД) и обязании таможни произвести выпуск товаров, заявленных в указанных ГТД.
Решением суда от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2009, заявление общества удовлетворено в полном объеме. Судебные акты мотивированы несоответствием оспариваемого бездействия таможни требованиям статей 130, 149, 152 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Владивостокская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, сославшись на неправильное применение норм материального права, и предлагает принять по делу новое решение. Заявитель жалобы полагает, что таможенным законодательством исключена возможность предъявления товаров таможенному органу на стадии их таможенного оформления в месте, отличном от места декларирования.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов жалобы, предлагает оставить принятые судебные акты без изменения.
Таможенный орган в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в апреле 2008 года на таможенную территорию Российской Федерации в адрес общества ввезены 6 легковых автомобилей, о чем в таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни были поданы предварительные грузовые таможенные декларации, с указанием в графе 27 ГТД склада временного хранения "Портпассервис". Декларантом на счет таможни внесены авансовые платежи в сумме 100000 руб.
Уведомлениями от 10.04.2008 и 11.04.2008 таможня сообщила обществу о необходимости предоставить товар таможенному органу в срок до 25.04.2008 и 26.04.2008.
По независящим от общества причинам судно, на котором прибыл товар, было направлено под разгрузку в зону деятельности Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни на СВХ ОАО ХК "Дальморепродукт" и ВЗТК ОАО "Владивостокский морской рыбный порт". Учитывая, что прибывший товар в указанный срок был предъявлен таможенному органу, что подтверждается штампами на коносаментах "Владивостокская таможня: Товар поступил 14.04.2008" и "Владивостокская таможня: Товар поступил 17.04.2008", общество письмами от 05.05.2008 и 15.05.2008 просило таможню завершить таможенное оформление спорного товара.
Таможня письмами от 22.05.2008 и 27.05.2008 сообщила ООО "Дэтэль-Авто" о невозможности завершить таможенное оформление на таможенном посту Морской порт Владивосток Владивостокской таможни, поскольку выпуск товаров при предварительном декларировании производится после их предъявления таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.
11.06.2008 спорные товары под таможенным сопровождением доставлены на СВХ "Портпассервис" для проведения таможенного досмотра (осмотра). Посчитав, что товары, заявленные в предварительных ГТД, предъявлены на таможенный пост Морской порт Владивосток позже установленного срока (более 15 дней), Владивостокская таможня письмом от 10.07.2008 уведомила общество о том, что данные ГТД считаются непо данными.
Полагая, что бездействие таможенного органа, выразившееся в неосуществлении выпуска спорных товаров, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд, оценив в совокупности представленные сторонами документы с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы отклонены судом кассационной инстанции как несостоятельные.
В силу части 1 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 130 ТК РФ таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в соответствии с пунктом 1 статьи 130 ТК РФ, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление товаров начинается: при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов, как это предусмотрено статьями 62 и 406 ТК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 77 ТК РФ после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78 ТК РФ), помещены на склад временного хранения (глава 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 ТК РФ). С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103 ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 данного Кодекса.
Как установлено судом, товар по прибытии на таможенную территорию Российской Федерации был предъявлен Владивостокской таможне в зоне деятельности Первомайского таможенного поста, что подтверждается штампами на коносаментах "Владивостокская таможня: Товар поступил 14.04.2008" и "Владивостокская таможня: Товар поступил 17.04.2008" и помещен на склад временного хранения ОАО ХК "Дальморепродукт" и ВЗТК ОАО "Владивостокский морской рыбный порт".
Согласно статье 100 ТК РФ склады временного хранения являются зоной таможенного контроля (пункт 2 настоящей статьи). Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Учитывая, что ликвидация с 01.04.2008 Владивостокского автотранспортного поста Владивостокской таможни в соответствии с Приказом ФТС России от 22.01.2008 N 27 вызвала приостановление таможенного оформления Владивостокской таможней автомобилей, прибывших в тот период на таможенную территорию Российской Федерации, и скопление их на складах временного хранения, судно, на котором прибыл в адрес общества спорный груз, было направлено на разгрузку в зону деятельности Первомайского таможенного поста, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные транспортные средства размещены не по вине декларанта непосредственно в месте их прибытия - на СВХ ОАО ХК "Дальморепродукт" и ВЗТК ОАО "Владивостокский морской рыбный порт", являющемся зоной таможенного контроля Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни.
При таких обстоятельствах суды правомерно сочли, что с момента помещения на склад временного хранения спорные товары приобрели статус находящихся под таможенным контролем Владивостокской таможни, поскольку таможенный пост Морской порт Владивосток и Первомайский таможенный пост находятся в зоне деятельности Владивостокской таможни, в связи с чем ссылка таможни о непредъявлении декларантом товаров в установленный срок противоречит части 2 статьи 77 ТК РФ.
Пунктом 2 статьи 127 ТК РФ для декларанта установлены определенные обязанности, а именно: подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.
Систематическое толкование приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, своевременности проверки таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также для проверки товаров в целях подтверждения сведений, указанных в таможенной декларации, таможенный орган вправе принять соответствующие меры, в том числе потребовать представления товаров именно в зоне таможенного контроля таможни, в регионе деятельности которой производится таможенное оформление, а декларант обязан это требование исполнить в силу статьи 127 ТК РФ. При этом обязанность декларанта предъявлять декларируемые товары таможне исключительно в месте их декларирования указанной нормой права не установлена.
При таких обстоятельствах, установив, что Владивостокская таможня не представила доказательств непредъявления товара таможенному органу в сроки, указанные в требованиях от 10.04.2008 и от 11.04.2008, суды пришли к правомерному выводу о незаконности неосуществления таможней выпуска спорных товаров.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и фактически сводятся к переоценке исследованных доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняются.
В связи с изложенным у суда кассационной инстанции
отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по делу N А51-7807/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 127 ТК РФ для декларанта установлены определенные обязанности, а именно: подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.
Систематическое толкование приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, своевременности проверки таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также для проверки товаров в целях подтверждения сведений, указанных в таможенной декларации, таможенный орган вправе принять соответствующие меры, в том числе потребовать представления товаров именно в зоне таможенного контроля таможни, в регионе деятельности которой производится таможенное оформление, а декларант обязан это требование исполнить в силу статьи 127 ТК РФ. При этом обязанность декларанта предъявлять декларируемые товары таможне исключительно в месте их декларирования указанной нормой права не установлена."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июня 2009 г. N Ф03-2284/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании