Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 июня 2009 г. N Ф03-2538/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 24.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А24-5369/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению Закрытого акционерного общества рыболовецкое предприятие "А" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2009 г.
Закрытое акционерное общество рыболовецкое предприятие "А" (далее - общество; ЗАО "А"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция; налоговый орган), выразившихся в оставлении без рассмотрения уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, направленные сопроводительным письмом от 14.08.2008 N 02/345.
Решением суда от 24.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009, заявление общества удовлетворено. Указанные выше действия инспекции признаны незаконными, суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что обществом не соблюден порядок заполнения уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица - Формы N Р13002, поскольку в пункте 1 листа "Б" не отмечена ни одна из причин внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о представительстве юридического лица, в связи с чем считает правомерным оставление данного уведомления без рассмотрения.
ЗАО "А" в отзыве на кассационную жалобу просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились. Общество заявило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований к отмене решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.08.2008 на заседании Совета директоров ЗАО "А" принято решение о внесении изменений в Устав в части местонахождения "Коммерческого представительства закрытого акционерного общества - рыболовецкого предприятия "А" в г.Москве, что зафиксировано в протоколе.
14.08.2008 общество направило в налоговый орган сопроводительным письмом N 02/345 уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица по форме N Р13002 с приложением (лист "Б"); протокол заседания Совета директоров ЗАО "А" от 11.08.2008; изменения, вносимые в Устав ЗАО "А"; платежное поручение от 23.07.2008 N 3232. Документы получены инспекцией 19.08.2008. Письмом от 01.09.2008 N 05-05/22063 налоговый орган сообщил обществу об оставлении уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица без рассмотрения и предложил представить сообщения о закрытии и о создании вновь обособленного подразделения юридического лица, а также заявления о снятии с учета и о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Полагая, что указанные действия инспекции нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление ЗАО "А", суд исходил из того, что действия налогового органа по оставлению без рассмотрения уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица не соответствуют положениям статей 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения. Пунктом 2 указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что при внесении изменений в учредительные документы юридического лица регистрирующий орган в срок не более чем пять дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц, о чем в письменной форме сообщает юридическому лицу.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены Формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в соответствии с которым уведомление о внесении в учредительные документы юридического лица подается по форме N Р13002.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в силу которой отказ в государственной регистрации возможен в случае: а) непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Других оснований для отказа в регистрации юридических лиц названный Закон не предусматривает.
Таким образом, исходя из смысла статей 11 и 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", по результатам рассмотрения представленных заявлений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по основаниям, указанным в статье 23 названного Федерального закона.
Поскольку ЗАО "А", как установил суд, представлены в налоговый орган все перечисленные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, в том числе уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица по форме N Р13002, и нормами названного выше Федерального закона не предусмотрено право регистрирующего органа выносить уведомления об оставлении заявлений без рассмотрения, то суд пришел к обоснованному выводу о незаконности действий инспекции.
Доводы заявителя жалобы о несоблюдении обществом порядка заполнения уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в силу изложенного выше подлежат отклонению.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А24-5369/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в силу которой отказ в государственной регистрации возможен в случае: а) непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Других оснований для отказа в регистрации юридических лиц названный Закон не предусматривает.
Таким образом, исходя из смысла статей 11 и 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", по результатам рассмотрения представленных заявлений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по основаниям, указанным в статье 23 названного Федерального закона.
Поскольку ЗАО "А", как установил суд, представлены в налоговый орган все перечисленные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, в том числе уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица по форме N Р13002, и нормами названного выше Федерального закона не предусмотрено право регистрирующего органа выносить уведомления об оставлении заявлений без рассмотрения, то суд пришел к обоснованному выводу о незаконности действий инспекции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. N Ф03-2538/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании