Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июня 2009 г. N Ф03-2760/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Бунина А.А., начальник правового отдела, доверенность от 01.01.2009 N ДЭК-20-15/186Д, Чуясов С.В., заместитель директора по правовым вопросам, доверенность от 01.01.2009 N ДЭК-20-15/191Д от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области - Гридин П.П., главный специалист-эксперт отдела, доверенность от 12.01.2009 N 1/02-26, от третьего лица: Муниципального предприятия поселка городского типа Уруша "Жилкомсервис" - Манел А.Ю., юрист, доверенность от 17.06.2009 N 8, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" на решение от 30.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 по делу N А04-7996/2008 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, третье лицо: Муниципальное предприятие поселка городского типа Уруша "Жилкомсервис", о признании недействительными решения от 14.10.2008 и предписания от 14.10.2008 N 19.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2009 г.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 29.06.2009.
Открытое акционерное общество (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными решения от 14.10.2008 и предписания от 14.10.2008 N 19 Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - антимонопольный орган, управление).
Решением суда от 30.12.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 в удовлетворении заявления общества отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе общества, которое просит решение и постановление судов отменить, в связи с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, поддержанной представителями в заседании суда кассационной инстанции, общество указывает на то, что на момент заключения договора энергоснабжения от 01.10.2007 N ЗЕООЭ0003335 оно не располагало сведениями о том, что Муниципальное предприятие поселка городского типа Уруша "Жилкомсервис" (далее - МП "Жилкомсервис", предприятие) оказывает коммунальные услуги населению, указанный договор подписан без разногласий. Кроме того заявитель ссылается на отсутствие в его действиях признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) - невыгодность условий договора для потребителя и факта навязывания таких условий контрагенту.
Управление, третье лицо, согласно представленным отзывам и их представители в судебном заседании суда кассационной инстанции против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "ДЭК" занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии, поскольку приказом от 11.07.2008 N 189 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35%.
Между ОАО "ДЭК" и МП "Жилкомсервис" 01.10.2007 заключен договор энергоснабжения N ЗЕООЭ0003335, подписанный предприятием без разногласий.
Согласно пункту 6.3 указанного договора предприятие в срок до 15 числа расчетного месяца, самостоятельно, согласно выставленному счету, платежным поручением оплачивает 100% заявленных договорных величин расчетного периода.
14.04.2008 предприятие направило ОАО "ДЭК" письмо с предложением изменить условия договора энергоснабжения, а именно: исключить из пункта 6.3 договора условие о предоплате в размере 100% заявленных договорных величин электропотребления, сославшись на Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) (далее - Порядок), поскольку является организацией, обслуживающей жилищный фонд, исполнителем коммунальных услуг.
Письмом от 16.04.2008 N 9/05/013 ОАО "ДЭК" отказалось изменить условия договора, сославшись на положения статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих в качестве основания для изменения условий договора соглашение сторон или существенное изменение обстоятельств, последние, по мнению ОАО "ДЭК", отсутствовали.
В связи с отказом ОАО "ДЭК" изменить условия указанного договора, предприятие 25.04.2008 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о нарушении обществом требований антимонопольного законодательства путем навязывания невыгодных условий договора энергоснабжения и отказа от изменения условий договора.
По результатам проведенной проверки антимонопольным органом 04.08.2008 возбуждено дело о нарушении ОАО "ДЭК" пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по результатам которого общество решением управления от 14.10.2008 признано нарушившим указанную норму, в связи с чем вынесено предписание 14.10.2008 N 19 о прекращении ОАО "ДЭК" в срок до 10.11.2008 нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для чего внести изменения в пункт 6.3 договора энергоснабжения от 01.10.2007 N ЗЕООЭ0003335, изложив его в соответствии с пунктом 73 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период".
Не согласившись с указанным решением и предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, квалифицирующими признаками условий договора навязанных контрагенту занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, указаны невыгодность условий для контрагента или условия, не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами).
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений как гражданско-правовых, следовательно, данное обстоятельство не исключает совершения субъектами гражданских прав в рамках этих отношений защиты своих прав путем обращения в антимонопольный орган.
Согласно пункту 2 Порядка оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищностроительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организацией или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 расчетным периодом при энергоснабжении исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению электрической энергии является один календарный месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно договору на передачу прав управления от 25.08.2007, заключенному между администрацией рабочего поселка (поселка городского типа) Уруша и МП "Жилкомсервис", последнее является управляющей организацией, которой передан жилищный фонд поселка городского типа Уруша. Предприятие обеспечивает предоставление полного комплекса коммунальных услуг: водоснабжение, теплоснабжение и подогрев горячей воды, техобслуживание.
При этом в обязанности предприятия входят содержание жилищного фонда за счет платежей за услуги, использование полученных денежных средств по их прямому назначению, принятие мер по взысканию задолженности за поставленные жилищные, коммунальные услуги с нанимателей, собственников жилых помещений, обеспечение учета договоров найма, аренды, в том числе на поставку коммунальных и прочих услуг.
Предварительная оплата коммунальных услуг, то есть авансовые платежи за электроэнергию, в договоре на передачу прав управления от 25.08.2007 не предусмотрена. Условия о предварительной оплате за коммунальные услуги отсутствуют и в заключенных предприятием договорах на предоставление коммунальных услуг с потребителями.
ОАО "ДЭК", отказав МП "Жилкомсервис" внести изменения в пункт 6.3 договора энергоснабжения от 01.10.2007 N ЗЕООЭ0003335, касающихся 100% оплаты заявленных договорных величин в срок до 15 числа расчетного периода, как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, навязало управляющей организации невыгодные условия договора, поскольку предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами от 25.08.2007, заключенном МП "Жилкомсервис" с администрацией поселка городского типа Уруша.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ОАО "ДЭК" нарушения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая, основанная на положениях статьи 71 АПК РФ, правовая оценка.
Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, согласно статье 286 АПК РФ, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 по делу N А04-7996/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 расчетным периодом при энергоснабжении исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению электрической энергии является один календарный месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
...
ОАО "ДЭК", отказав МП "Жилкомсервис" внести изменения в пункт 6.3 договора энергоснабжения от 01.10.2007 N ЗЕООЭ0003335, касающихся 100% оплаты заявленных договорных величин в срок до 15 числа расчетного периода, как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, навязало управляющей организации невыгодные условия договора, поскольку предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами от 25.08.2007, заключенном МП "Жилкомсервис" с администрацией поселка городского типа Уруша.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ОАО "ДЭК" нарушения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2009 г. N Ф03-2760/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании