Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2009 г. N Ф03-3224/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от: Муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие тепловых сетей" - Галатюк Е.С., представитель по доверенности от 01.12.2008 N 1120, Семенова Ю.Ю., представитель по доверенности от 01.11.2008 N 1129 от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края - Дю У.В., представитель по доверенности N б/н от 13.01.2009, Пискунова Е.А., представитель по доверенности N 05-10 от 02.06.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение от 20.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу N А73-13227/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие тепловых сетей" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное предприятие тепловых сетей" (далее - МУП "ППТС", муниципальное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении его к налоговой ответственности.
Решением суда от 20.01.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009, требование удовлетворено. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что предприятием не нарушены нормы налогового законодательства при включении во внереализационные расходы дебиторской задолженности в сумме 51500000 руб. Кроме того, суды указали на существенные нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и материалов дополнительной проверки, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
МУП "ППТС" просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, как соответствующие налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей налогового органа и муниципального предприятия, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 24.10.2008 N 3598, вынесенным по акту камеральной налоговой проверки, уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год, представленной МУП "ППТС", муниципальное предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 2472000 руб. Этим же решением предприятию предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 12360000 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 3178618,3 руб.
Основанием привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога и пеней послужил вывод налогового органа о необоснованном включении в состав внереализованных расходов дебиторской задолженности в сумме 51500000 руб., срок исковой давности по которой истек в 2002 году.
По мнению налогового органа, спорная сумма подлежала списанию по истечении срока исковой давности и не может быть отнесена и внереализованным расходам 2005 года.
Признавая указанное решение налогового органа недействительным, судебные инстанции пришли к выводу о том, что списание предприятием дебиторской задолженности в 2005 года соответствует положениям пункта 2 статьи 265, пункту 2 статьи 266 НК РФ.
При этом суды исходили из того, что в 2003-2004 годах произведена частичная уплата долга, решения об отказе во взыскании с должников - МУП "ПЖРЭТ-1", МУП "ПЖРЭТ-2", МУП "ПЖРЭТ-3", МУП "ПЖРЭТ - 4" - спорной суммы задолженности за тепловую энергию в связи с пропуском срока исковой давности вынесены в 2005 году, и, следовательно, безнадежность долга установлена муниципальным предприятием только в 2005 году.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили пункт 2 статьи 265, пункт 2 статьи 266 НК РФ и признали оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Кроме того, при рассмотрении спора установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается налоговым органом, что при принятии оспариваемого решения по материалам камеральной налоговой проверке с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля муниципальное предприятие не участвовало в процессе рассмотрения материалов проверки и не могло представить свои объяснения в связи с неизвещением.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым относятся и рассмотрение результатов проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, является основанием для отмены решения налогового органа.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечения возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что неизвещение муниципального предприятия о рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием к отмене оспариваемого решения налогового органа, является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу N А73-13227/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая указанное решение налогового органа недействительным, судебные инстанции пришли к выводу о том, что списание предприятием дебиторской задолженности в 2005 года соответствует положениям пункта 2 статьи 265, пункту 2 статьи 266 НК РФ.
При этом суды исходили из того, что в 2003-2004 годах произведена частичная уплата долга, решения об отказе во взыскании с должников - МУП "ПЖРЭТ-1", МУП "ПЖРЭТ-2", МУП "ПЖРЭТ-3", МУП "ПЖРЭТ - 4" - спорной суммы задолженности за тепловую энергию в связи с пропуском срока исковой давности вынесены в 2005 году, и, следовательно, безнадежность долга установлена муниципальным предприятием только в 2005 году.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили пункт 2 статьи 265, пункт 2 статьи 266 НК РФ и признали оспариваемое решение налогового органа недействительным.
...
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым относятся и рассмотрение результатов проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, является основанием для отмены решения налогового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2009 г. N Ф03-3224/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании