Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2009 г. N Ф03-3200/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области и открытого акционерного общества "Ликеро-водочный завод" на решение от 01,11,2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009 по делу N А59-3698/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области к открытому акционерному обществу "Ликеро-водочный завод" о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 1138358 руб. 85 коп.
Резолютивная часть постановления от 08 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2009 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление пенсионного фонда, управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Ликеро-водочный завод" (далее - общество) 1138358 руб. 85 коп., в том числе 1096817 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2007 года и 41541 руб. 58 коп. пеней, начисленных по состоянию на 25.04.2008.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009, заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскано 1096817 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2007 года и 1 158 руб. 10 коп. пеней, начисленных за период с 22.04.2008 по 25.04.2008 на недоимку за 4 квартал 2007 года. Заявление управления в части взыскания 40383 руб. 74 коп. пеней, начисленных за период с 01.04.2008 по 24.04.2008 на недоимку за 3 квартал 2007 года, оставлено без рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов в части оставления заявленных требований без рассмотрения проверяется по кассационной жалобе управления пенсионного фонда. Полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, а также неполно выяснены обстоятельства дела, управление просит решение и постановление отменить в оспариваемой части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, конкурсный управляющий обществом подал кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применении судами норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований управления пенсионного фонда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы на кассационные жалобы не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судом и следует из материалов дела, выявив у общества задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, управление пенсионного фонда направило ему требование от 25.04.2008 N 547 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в срок до 15.05.2008. Данное требование касалось недоимки за 4 квартал 2007 года и пеней, начисленных за 3 и 4 кварталы 2008 года по состоянию на 25.04.2008.
В связи с неисполнением данного требования, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества упомянутых сумм.
Суд, рассмотрев заявленные требования, на основании полного, всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования в части.
Доводы кассационных жалоб подлежат отклонению как необоснованные.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.11.2007 возбуждено дело N А59-4345/2007 о признании общества несостоятельным (банкротом), в отношении общества введена процедура наблюдения.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
При решении вопроса о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в период процедуры банкротства суд, рассматривающий дело, должен выяснить обстоятельства, в зависимости от которых данные требования по обязательным платежам могут быть квалифицированы в качестве текущих или не являющихся таковыми.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума N 25), датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
В связи с этим положения пунктов 8 и 9 Постановления Пленума N 25 применимы к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней.
В соответствии со статьями 23 и 24 Закона о пенсионном страховании для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Из изложенного следует: поскольку расчетный период (календарный год) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит из отчетных периодов, орган пенсионного фонда может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам по окончании как отчетных, так и расчетного периодов.
Как установлено судом, в требование от 25.04.2008 N 547 управление пенсионного фонда включило задолженность по страховым взносам за 4 квартал 2007 года и соответствующие пени. Учитывая, что данный отчетный период заканчивается 31.12.2007, суд признал, что обязанность уплатить страховые взносы за этот период в соответствии с положениями статьи 24 Закона о пенсионном страховании возникла у общества 01.01.2008, то есть после принятия заявления о признании должника банкротом (30.11.2007).
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что задолженность по страховым взносам является текущим платежом и подлежит установлению в рамках дела о банкротстве. Требование об уплате пеней, начисленных на указанную задолженность, также является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Вместе с тем, управлением в требование от 25.04.2008 N 547 включены пени по страховым взносам за 3 квартал 2007 года. Поскольку данный отчетный период заканчивается 30.09.2007, суд пришел к выводу, что обязанность по уплате страховых взносов за этот период возникла у общества 01.10.2007, то есть до принятия заявления о признании должника банкротом, в связи с чем суд обоснованно счел, что требование об уплате пеней, начисленных за 3 квартал 2007 года, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки за данный период не является текущим.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно оставили заявление управления без рассмотрения, поскольку после его принятия к производству было установлено, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
С учетом вышеизложенного, принятые по делу судебные акты основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установленных обстоятельствах дела и имеющихся в нем доказательствах.
Проверка доводов жалобы показала, что фактически они направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, тогда как заявителями не приведено мотивов, в чем заключается неправильное применение судом норм действующего законодательства. Поэтому утверждения управления и общества отклоняются судом кассационной инстанции, полномочия которой предусмотрены статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Также подлежат отмене меры по приостановлению исполнения указанных судебных актов, принятые определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.06.2009
N Ф03-3200/2009.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009 по делу N А59-3698/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения вышеназванных судебных актов, принятые по определению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.06.2009 N Ф03-3200/2009, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, в требование от 25.04.2008 N 547 управление пенсионного фонда включило задолженность по страховым взносам за 4 квартал 2007 года и соответствующие пени. Учитывая, что данный отчетный период заканчивается 31.12.2007, суд признал, что обязанность уплатить страховые взносы за этот период в соответствии с положениями статьи 24 Закона о пенсионном страховании возникла у общества 01.01.2008, то есть после принятия заявления о признании должника банкротом (30.11.2007).
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что задолженность по страховым взносам является текущим платежом и подлежит установлению в рамках дела о банкротстве. Требование об уплате пеней, начисленных на указанную задолженность, также является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2009 г. N Ф03-3200/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании