Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 августа 2009 г. N Ф03-3602/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации г. Владивостока: В.М.Федосеенко, заместитель начальника правового управления по доверенности от 12.01.2009 N 1-3/69, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 11.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу N А51-12041/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску администрации г. Владивостока к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: Департамент финансов администрации Приморского края, о взыскании 13745320 руб.
В судебном заседании 04.08.2009 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 06.08.2009.
Резолютивная часть постановления от 06 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2009 г.
Администрация г. Владивостока (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю) о взыскании 13745320 руб. компенсации за предоставленные участковым уполномоченным милиции жилые помещения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент финансов администрации Приморского края (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 11.02.2009 исковые требования удовлетворены частично. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу администрации г. Владивостока взыскано 11596737 руб. 20 коп. компенсации за предоставленные участковым уполномоченным милиции жилые помещения. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 решение арбитражного суда от 11.02.2009 изменено. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу администрации г. Владивостока взыскано 13745320 руб. компенсации за предоставленные участковым уполномоченным милиции жилые помещения, а также 80226 руб. 60 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
В кассационной жалобе Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю просит отменить решение от 11.02.2009 и постановление апелляционного суда от 05.05.2009.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления. Финансирование участковых уполномоченных милиции ОВД г. Владивостока осуществляется за счет средств краевого бюджета. Считает, что возложение на государство дополнительных расходов, связанных с предоставлением участковым уполномоченным милиции жилых помещений большей площадью, чем законодательно установлено, является неправомерным и соответственно данные расходы не подлежат компенсации. Кроме того, не согласен с выводом суда о возложении обязанности по компенсации стоимости жилых помещений по ул.Новожилова, дом 35, кв. 3 общей площадью 24,0 кв.м и по ул.Некрасовской, дом 50 кв. 982 общей площадью 22.9 кв.м, поскольку по данным двум квартирам право собственности муниципального образования не прекращено. Полагает, что в рассматриваемом случае возникли бюджетные отношения, рассмотрение которых арбитражному суду не подведомственно, так как отношения не являются экономическим спором. Не согласен с суммой стоимости квартиры расположенной в п. Трудовое, предоставленной О.В.Кот. Считает ошибочным вывод суда о взыскании с него судебных расходов по государственной пошлине в сумме 80226 руб. 60 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает выводы суда соответствующими материалам дела и закону.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации привел возражения по доводам кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого постановления от 05.05.2009 с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решений Ленинского районного суда г. Владивостока от 01.12.2006 по делу N 2-4135/06, от 26.09.2006 по делу N 2-3948/06, от 18.01.2007 по делу N 2-378/07, от 15.09.2006 по делу N 2-2124/06, от 28.02.2006 по делу N 2-1013/06, от 01.12.2006 по делу N 2-4237/06, от 30.08.2006 по делу N 2-3068/06, от 01.09.2005 по делу N 2-1140/05, от 16.09.2004 по делу N 2-3161/04, от 16.07.2004 по делу N 2-2277/04, администрацией г. Владивостока были предоставлены отдельные жилые помещения участковым уполномоченным милиции в 2007 году: С.В.Кудрявцеву по адресу: ул. Некрасовская, 50, кв. 928, общей площадью 22,9 кв.м; Л.А.Полещук по адресу: по ул. Некрасовская, 46, кв. 203, общей площадью 22,8 кв.м; Н.Г.Желдоченко по адресу: ул. Адмирала Кузнецова, 90, кв. 90, общей площадью 36,0 кв.м; С.М.Николаеву по адресу: ул. Новожилова, 35, кв. 3, общей площадью 24,0 кв.м; Э.Д.Дасини по адресу: ул. Русская, 98, кв. 66, общей площадью 34,9 кв.м; Е.В.Дегтяревой по адресу: ул. Тобольская, 10, кв. 6, общей площадью 36,4 кв.м; С.Л.Халтурину по адресу: ул. Борисенко, 108, кв. 34, общей площадью 32,3 кв.м; А.Ф.Салмину по адресу: ул. Корнилова, 10, кв. 42, общей площадью 18,4 кв. м; Л.Н.Родиной по адресу: ул. Монтажная, 13, кв. 174, общей площадью 41,0 кв.м; О.В.Кот по адресу: п. Трудовое, по ул. Лермонтова, 69, кв. 46, общей площадью 44,5 кв.м.
Администрация, считая, что расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции отдельных жилых помещений за счет муниципальной казны г. Владивостока подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.
На основании статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1, согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников органов милиции, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.
Однако указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.07.2004 N 303-О "По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", и от 15.02.2005 N 58-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями части первой статьи 30 Закона "О милиции", возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью по установленным законодательством нормам по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, положения статьи 30 Закона РФ "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что расходы, понесенные Администрацией в результате исполнения актов судов общей юрисдикции, обязывающих предоставить участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, отдельных благоустроенных жилых помещений по нормам предоставления жилой площади в соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции", подлежат взысканию с казны Российской Федерации в лице соответствующего органа - Министерства финансов РФ на основании статей 1069, 1071 ГК РФ, правомерен, соответствует положениям действующего законодательства и материалам дела.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Поскольку Законом РФ "О милиции", иными нормативными правовыми актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма, апелляционным судом правильно сделан вывод о том, что факт предоставления жилых помещений влечет обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В этой связи несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что на ответчика возложена обязанность по компенсации стоимости жилых помещений по ул.Новожилова, 35, кв. 3, общей площадью 24,0 кв.м и по ул. Некрасовской, 50, кв. 982, находящихся на праве собственности у муниципального образования.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ст. 110 АПК РФ).
Таким образом, судом правильно сделан вывод о том, что судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика, независимо от того, что в данном случае ответчик является государственным органом, освобожденным от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Иные доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств, что в кассационной инстанции недопустимо в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу N А51-12041/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Поскольку Законом РФ "О милиции", иными нормативными правовыми актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма, апелляционным судом правильно сделан вывод о том, что факт предоставления жилых помещений влечет обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2009 г. N Ф03-3602/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании