Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 августа 2009 г. N Ф03-3949/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от истца - Калюжина О.П. по доверенности б/н от 14.08.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 09.04.2009 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по делу N А04-766/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску Домоуправления N 6 Благовещенской квартирно-эксплуатационной части к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Финансовое управление администрации Ивановского района Амурской области, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Березовка, муниципальное учреждение здравоохранения Ивановская центральная районная больница, о взыскании 316190 руб. 68 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 г.
Домоуправление N 6 Благовещенской квартирно-эксплуатационной части (далее - ДУ N 6 Благовещенской КЭЧ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, возникших в результате предоставления гражданам медицинским и педагогическим работникам в 2006, 2007 годах льгот по оплате коммунальных услуг, в сумме 316190 руб. 68 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации Ивановского района Амурской области, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Березовка (далее - МОУ СОШ с. Березовка), муниципальное учреждение здравоохранения Ивановская центральная районная больница.
Решением от 09.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009, исковые требования удовлетворены за счет средств казны Амурской области в части возмещения убытков, возникших в связи с предоставлением льгот медицинским работникам, в сумме 89974 руб. 76 коп.; за счет средств казны Российской Федерации в части возмещения убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, в сумме 226215 руб. 92 коп. и расходов на оплату услуг представителя в сумме 5728 руб.
В части взыскания убытков с Российской Федерации судебные акты мотивированы тем, что она не исполнила в полном объеме расходные обязательства по финансированию субъекта Российской Федерации в части передачи средств на компенсацию расходов от предоставления педагогическим работникам льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании", в связи с чем возникшие убытки подлежат возмещению за счет средств ее казны на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, поэтому у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца против удовлетворения жалобы возражал, указав на правильное применение судами норм материального права.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 09.04.2009 и постановления от 10.06.2009 в порядке статьи 286 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установил.
Как следует из материалов дела, между МОУ СОШ с.Березовка (заказчик) и ДУ N 6 Благовещенской КЭЧ (исполнитель) заключен договор от 01.01.2006, на основании которого исполнитель предоставлял педагогическим работникам школы льготы по оплате отопления и квартплате.
В связи с невозмещением истцу расходов по предоставлению в периоды с 01.09.2006 по 31.12.2006, с 01.01.2007 по .31.12.2007 указанных льгот возник настоящий спор.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорные периоды, списками граждан, которым предоставлены льготы, актами сверки взаимных расчетов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При рассмотрении спора арбитражные суды правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по предмету совместного ведения, исходили из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-03 "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Законами о бюджете Амурской области в областном бюджете на 2006-2007 годы утверждены целевые средства, из которых на социальную поддержку отдельных категорий граждан Ивановскому району выделено 10188 тыс. руб. и 13271 тыс. руб., не обеспечивших потребность в них района. Кредиторская задолженность по педагогическим работникам по состоянию на конец 2006 г. составила 2229 тыс. руб., на конец 2007 г. - 3089,8 тыс. руб.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Ивановского района, суд правомерно обязал Министерство финансов РФ возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 226215 руб. 92 коп. за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Решение от 09.04.2009, постановление от 10.06.2009 соответствуют установленным по делу обстоятельствам и приняты с правильным применением норм материального права, поэтому отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по делу N А04-766/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-03 "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
...
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Ивановского района, суд правомерно обязал Министерство финансов РФ возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 226215 руб. 92 коп. за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2009 г. N Ф03-3949/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании