Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 сентября 2009 г. N Ф03-3691/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ГП ЧАО "Ч" - Шишмарева О.В. - представитель, дов.N 7 от 12.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ГП ЧАО "Ч" на решение от 27.02.2009 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009, по делу N А80-290/2008 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению ГП ЧАО "Ч" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по ЧАО о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2009 г.
Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Ч" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 30.06.2008 N 22 в части доначисления налога на прибыль за 2006-2007 годы в размере 453406 руб., начисления пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 27.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 решение суда отменено в части. Решение налогового органа о доначислении налога на прибыль в сумме 8156 руб., исчисленного с суммы 33983 руб., соответствующих пени и штрафа признано недействительным. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель предприятия доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Инспекция по налогам и сборам надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителя предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Ч" по вопросам правильности исчисления, представления предусмотренных законом сведений и отчетности, полноты и своевременности уплаты, удержания, перечисления налогов и сборов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц, налога на имущество предприятий, транспортного налога; арендной платы от аренды объектов государственной и муниципальной собственности за период с 01.01.2005 по 31.12.2007. По результатам проверки составлен акт от 29.05.2008 N 16 и принято решение о привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 203355 руб. Этим же решением предприятию предложено уплатить доначисленный НДС в размере 139035 руб., налог на прибыль в размере 817597 руб., ЕСН в размере 108370 руб., пени в общей сумме 229622,31 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу от 01.08.2008 по результатам рассмотрения жалобы предприятия решение налогового органа от 29.05.2008 N 16 изменено. Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Ч" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 167646 руб., доначислен к уплате НДС в размере 139035 руб., налог на прибыль в размере 658620 руб., ЕСН в размере 91670 руб., пени в размере 222497,55 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль в сумме 453406 руб., соответствующей суммы пени, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 90681 руб., предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении налога на прибыль за 2007 год в размере 445250 руб., соответствующих пени и штрафа, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
К расходам, связанным с производством и реализацией, статьей 255 НК РФ отнесены расходы на оплату труда, к которым относятся, в частности, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работников и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 НКРФ.
Согласно пункту 1 статьи 324.1 Кодекса налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников (пункт 2 указанной статьи Кодекса).
Названной статьей предусмотрено, что на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
Пунктом 5 статьи 324.1 НК РФ установлено, что если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
В случае если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода может иметь определенный результатами инвентаризации остаток неиспользованного резерва, с правом переноса его на следующий налоговый период.
При рассмотрении дела судом установлено, что предприятием учетная политика для целей налогообложения не формировалась, специальные расчеты резерва для налогообложения прибыли не производились, расчет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников в 2007 году документально не подтверждался. Однако согласно Главной книги у предприятия на конец налогового периода были накоплены средства в сумме 1855208 руб. на оплату отпусков работников. Сформированный резерв по своему назначению не использовался ни для целей бухгалтерского, ни для целей налогового учета. При уточнении налоговой политики на следующий налоговый период налогоплательщик не счел целесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что накопленная сумма резерва предстоящих расходов, начисленная в 2007 году, правомерно включена налоговым органом в состав внереализационных доходов текущего налогового периода следует признать обоснованным.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении налоговым органом условий для признания внереализационного дохода по неиспользованному резерву со ссылкой на отсутствие учетной политики и специальных расчетов резерва подлежит отклонению, поскольку его создание подтверждается проводками по Дт счета 20 "Основное производство", Кт счета 96 "Резервы предстоящих расходов".
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 по делу N А80-290/2008 Арбитражного суда Чукотского автономного округа в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 324.1 Кодекса налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
...
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников (пункт 2 указанной статьи Кодекса).
...
Пунктом 5 статьи 324.1 НК РФ установлено, что если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 сентября 2009 г. N Ф03-3691/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.