Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 сентября 2009 г. N Ф03-4300/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МУП торговли "Светлый" - Ким Неля Кон-Сековна, директор от ответчика: МИФНС России N 7 по Приморскому краю - Дашко Е.В. - специалист 1 разряда юридического отдела, дов. N 02-25/14153 от 05.09.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия торговли "Светлый" на решение от 03.02.2009 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу N А51-13716/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия торговли "Светлый" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие торговли "Светлый" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 03.12.2008 N 108, которым предприятие привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, МУП торговли "Светлый" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель предприятия доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель налогового органа в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 25.11.2008 сотрудниками инспекции по налогам и сборам на основании поручения N 000278 проведена проверка деятельности предприятия по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в ходе которой установлен факт реализации товара -одной пачки мороженного на сумму 7,5 руб. в магазине, принадлежащем предприятию и расположенном по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск, улица Будника, 77, без применения контрольно-кассовой техники и выдачи бланка строгой отчетности.
По результатам проверки инспекцией по налогам и сборам составлен акт от 25.11.2008 N 008.350 и протокол об административном правонарушении от 26.11.2008 N 000124. Постановлением от 03.12.2008 N 108 предприятие привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности действий налогового органа по привлечению предприятия к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Однако данный вывод арбитражного суда является ошибочным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Как усматривается из материалов дела, для выявления административного правонарушения в области законодательства о применении ККТ должностным лицом налогового органа лично осуществлена проверочная закупка пачки мороженного на сумму 7,5 руб. в магазине, принадлежащем предприятию.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких условиях проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Учитывая изложенное, решение суда, постановление апелляционного суда подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу N А51-13716/2008 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю от 03.12.2009 N 108 о назначении административного наказания МУПТ "Светлый", предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб. признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
...
Как усматривается из материалов дела, для выявления административного правонарушения в области законодательства о применении ККТ должностным лицом налогового органа лично осуществлена проверочная закупка пачки мороженного на сумму 7,5 руб. в магазине, принадлежащем предприятию.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2009 г. N Ф03-4300/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.