Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2009 г. N Ф03-4556/09 по делу N А04-1601/2009
г. Хабаровск |
|
14 сентября 2009 г. |
Дело N А04-1601/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Бруева Д.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от Муниципального учреждения Служба "Заказчик по жилищно - коммунальным услугам" - представитель не явился
от Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился
от Министерства финансов Амурской области - представитель не явился
от Муниципального учреждения Финансовое управление администрации Серышевского района - представитель не явился
от Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Фроловка - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 15.05.2009
по делу N А51 - 1601/2009 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шведова А.А.
По иску Муниципального учреждения Служба "Заказчик по жилищно- коммунальным услугам"
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Амурской области
третьи лица: Муниципальное учреждение Финансовое управление администрации Серышевского района, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Фроловка
о взыскании 71 313, 67 руб.
Муниципальное учреждение Служба "Заказчик по жилищно-коммунальным услугам" (далее - МУ Служба "Заказчик по ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области) о взыскании 71313,67 руб., составляющих убытки, причиненные в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам.
Определением суда от 21.04.2009 произведена замена ненадлежащего ответчика - УФК по Амурской области на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение Финансовое управление администрации Серышевского района, муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Фроловка
Решением суда от 15.05.2009 иск удовлетворен: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взысканы убытки в сумме 71313,67 руб. В иске к Министерству финансов Амурской области отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении иска отказать, в связи с неправильным применением судом норм материального права. В обоснование жалобы Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области указывает на то, что компенсация расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в заседании суда кассационной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов жалобы, применение судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между МОУ СОШ с. Фроловка и МУ Служба "Заказчик по ЖКУ" заключен договор N 28 на отпуск угля для педагогических работников с. Фроловка. Сумма договора составляла 335,6 тыс. руб., поставленный уголь оплачен частично. Задолженность составила 71313,69 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации но предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
При этом судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не передавались.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные убытки в размере 71313,67 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.05.2009 по делу N А04-1601/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Д.В. Бруев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации но предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
...
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные убытки в размере 71313,67 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2009 г. N Ф03-4556/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17065/09
09.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17065/09
09.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17065/2009
14.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4556/2009