Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рипка А.С, судей Романова М.В, Бугарь М.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 9 августа 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 февраля 2022г. по гражданскому делу N 2-243/2021 по иску военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" Министерства обороны Российской Федерации об обязании определить приаэродромную территорию, выделить подзоны, внести сведения в государственный кадастр недвижимости, заслушав доклад судьи Романова М.В, объяснения прокурора Кушнирчук А.И, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Тоцкого гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском, в котором просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды войсковой части 45123-3 путем определения приаэродромной территории, выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории подзон в вышеуказанной воинской части, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории войсковой части 45123-3.
Определением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.12.2020г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.03.2021г, гражданское дело передано по подсудности в Тоцкий районный суд Оренбургской области для рассмотрения по существу.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 августа 2021г. исковые удовлетворены частично, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, путем установления приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса "Тоцкое", выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса "Тоцкое" подзон, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса "Тоцкое" войсковой части 45123-3, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 февраля 2022г. решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 августа 2021г. изменено, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок до 17 февраля 2023г. устранить нарушения требования законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, путем установления приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса "Тоцкое", выделения в соответствии с правилами на приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса "Тоцкое" подзон, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о приаэродромной территории аэродрома государственной авиации 2 класса "Тоцкое" войсковой части 45123-3", в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений с учетом несоответствия выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании прокурор возражал относительно доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.07.2015 года, а также 07.11.2018 года выдано свидетельство N 15 о государственной регистрации и годности к эксплуатации аэродрома "Тоцкое", расположенного в 48 км. юго-восточнее г. Бузулук, 2 км. юго-западнее жд ст. Тоцкая.
Согласно указанному свидетельству аэродрому присвоен 2 класс, владельцем аэродрома является Министерство обороны Российской Федерации, срок действия свидетельства продлен до 01.01.2024 года.
Аэродром "Тоцкое" является авиационной комендатурой войсковой части 45123 (г. Каменск-Уральский).
Согласно акту обследования аэродрома "Тоцкое" летное поле имеет форму прямоугольника размером 3 500 х 1 000 м, поверхность ровная с дерновым покровом, грунт песчано-суглинистый.
Военной прокуратурой Тоцкого гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 45123-3, дислоцированной на территории Тоцкого гарнизона ЦВО, требований законодательства в сфере безопасности полетов воздушных судов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
Из материалов проверки следует, что приаэродромная территория аэродрома "Тоцкое" расположена на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 6740000 кв.м, находящегося в собственности Российской Федерации. Земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования в/ч 17946 Министерства обороны РФ на основании свидетельства 714 от 08.07.1994 года.
В результате проверки установлено, что в непосредственной близости от аэродрома государственной авиации 2 класса "Тоцкое", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N в "адрес", на приаэродромной территории в границах полосы воздушных подходов на смежных земельных участках гражданами ведется индивидуальное жилищное строительство. В нарушение действующего законодательства приаэродромная территория не установлена.
В соответствии со свидетельством N 15 о государственной регистрации и годности к эксплуатации аэродрома "Тоцкое" Министерство обороны Российской Федерации является собственником аэродрома и уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, на который в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460, возложена обязанность принять решение об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации (подпункт "а" пункта 2 Правил установления приаэродрмной территории).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 47 ВК РФ, п. 5 ст. 4, п. 2 ч. 7 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", п. 2, 4 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017г. N 1460, п. 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", п. 14, 16, 18, 19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 года N 275 "Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации", п. 1, 5, пп. 7 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002г. N 390 "Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации", Порядка взаимодействия органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам установления приаэродромной территории аэродромов государственной авиации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации N 530 от 26.09.2018г, пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований в части, исходя из того, что предельный срок принятия решения об установлении приаэродромной территории, определенный законом до 26.06.2018г, наступил, однако собственником аэродрома и уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти Министерством обороны Российской Федерации решение об установлении приаэродромной территории не принято, приаэродромная территории
аэродрома "Тоцкое" не установлена, указав на отсутствие оснований для возложения соответствующей обязанности на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа".
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что положения Федерального закона от 01.06.2021 N 191 Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", определившего срок установления седьмой подзоны приаэродромной территории до 1 января 2025 года, не являются основанием для отмены решения, так как суд не возлагал на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по установлению седьмой подзоны приаэродромной территории, приняв во внимание, что судом первой инстанции не установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем решение изменено путем внесения изменений относительно срока его исполнения.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ определено, что по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
При рассмотрении требований обоснованно принято во внимание, что аэродром в настоящее время эксплуатируется, однако нарушения требований воздушного законодательства не устранены, при этом предметом спора являлось возложение обязанности по установлению приаэродромной территории в целом, а не седьмой подзоны приаэродромной территории.
Свои выводы суды первой и апелляционной инстанций обосновали, они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в деле, доказательств.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела и проверяет лишь правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права при разрешении дела, а правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных актов не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 февраля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи М.В. Романов
М.Н. Бугарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.