Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Трухановой В.В., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное внедренческое предприятие "Цессор", на вступившие в законную силу постановление судьи Красногорского городского суда Московской области от 7 декабря 2021 года и решение судьи Московского областного суда от 15 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное внедренческое предприятие "Цессор" (далее также - ООО "НПВП "Цессор", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Красногорского городского суда Московской области от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 15 марта 2022 года, ООО "НПВП "Цессор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Труханова В.В. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе административного расследования установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "НПВП "Цессор" (Московская область, г. Электросталь, б-р 60-летия Победы, д.12, офис 5) является сбор неопасных отходов.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области выдана ООО "НПВП "Цессор" лицензия от 28 сентября 2020 года N 050 121 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части транспортирования отходов I-IV классов опасности, сбора, обезвреживания, утилизации и обработке отходов III-IV класса опасности по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Рахмановское с.п, с. Рахманово, участок 8Б.
Для осуществления указанной деятельности ООО "НПВП "Цессор" арендует у индивидуального предпринимателя ФИО4 земельный участок с кадастровым номером N, площадью 14 000 кв.м, разрешенное использование - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, местоположение: "адрес", Рахмановское с.п, с. Рахманово, участок 8Б.
Производственная территория ООО "НПВП "Цессор", расположенная по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Рахмановское с.п, с. Рахманово, участок 8Б, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, поставлена на государственный учет в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (Свидетельство от 13 марта 2020 года N ECNQUNSP). Объекту присвоен код 46-0177-001667-П и II категория негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с учетом в области обращения с отходами ООО "НПВП "Цессор" за 2020 год принято отходов от других юридических лиц 39 569, 2376 тонн, передано от ООО "НПВП "Цессор" 36 925, 8060 тонн.
ООО "НПВП "Цессор" имеет ряд действующих договоров на оказание услуг по обращению с отходами со сторонними юридическими лицами.
При проведении 8 июля 2021 года осмотра установлено, что ООО "НПВП "Цессор" также занимает часть территории смежного земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030109:752, площадью 34 476 кв.м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежащего на праве собственности ФИО4
В соответствии с приказом от 17 июня 2019 года NА директором ООО "НПВП "Цессор" с 1 июля 2019 года сроком на пять лет назначен ФИО4
Территория земельных участков огорожена сплошным железным забором, въезд на территорию регулируется шлагбаумом, на въезде присутствует охранник.
Со слов представителей общества часть территории смежного участка с кадастровым номером N арендуется для организации стоянки. На момент осмотра на части земельного участка располагались отходы грунта с включениями других отходов (пленка, пластик и др.).
Кроме того, с южной стороны участка, занимаемого обществом, за забором, на территории участка с кадастровым номером N, разрешенное использование - для иных видов сельскохозяйственного использования, на почве расположены отходы грунта с примесями мелкой фракции отходов производства и потребления.
Во время проведения осмотра отобраны пробы отходов производства и потребления для определения их морфологического состава, класса опасности, проведены маркшейдерские и геодезические работы.
В рамках проведенной экспертизы было отобрано 6 проб отходов на земельных участках с кадастровыми номерами N.
По результатам лабораторных исследований морфологического (компонентного) состава и результатов биотестирования проб отходов установлено: объединенные пробы отходов N ОГ/503-ОГ-505, отобранные на однородном участке N1, расположенном на территории земельного участка с кадастровым номером N представляют собой отходы супесчаного безгумусного грунта с включением природного камня, отходов строительства и ремонта; отходов потребления производственных и непроизводственных материалов, изделий, утративших свои потребительские свойства, соответствующие V классу опасности; объединенные пробы отходов N ОГ/506-507, отобранные на однородном участке N2, расположенном на территории земельных участков с кадастровыми номерами N, представляют собой отходы супесчаного безгумусного грунта с включением отходов потребления производственных материалов, изделий, утративших свои потребительские свойства, соответствующие V классу опасности; объединенные пробы отходов N ОГ/508, отобранные на однородном участке N3, расположенном на территории земельного участка с кадастровым номером N, представляют собой отходы супесчаного безгумусного грунта с включением отходов потребления производственных и непроизводственных материалов, изделий, утративших свои потребительские свойства, древесных отходов из натуральной чистой древесины несортированных, соответствующие V классу опасности.
В пробах почвы, отобранных на однородном участке N1, содержание хлоридов превышает их содержание в фоновых пробах на глубине 0-20 см. в 18 раз; на глубине 20-60 см. - в 16, 5 раз; на глубине 60-100 см. - в 16, 2 раза.
В пробах почвы, отобранных на однородном участке N2, содержание хлоридов превышает их содержание в фоновых пробах на глубине 0-20 см. в 24, 7 раза; на глубине 20-60 см. - в 19, 3 раза; на глубине 60-100 см. - в 17, 5 раза.
ООО "НПВП "Цессор" на территории земельных участков с кадастровыми номерами N отходы размещены на плодородном слое почвы, данными отходами перекрыт гумусовый горизонт почвы.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние ООО "НПВП "Цессор" правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что согласно договору аренды от 1 июня 2021 года ООО "НПВП "Цессор" передана во владение и пользование только часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 7 766 кв.м, на которой пробы не отбирались, не может повлечь отмену судебных актов. Из материалов дела следует, что в результате хозяйственной деятельности ООО "НПВП "Цессор" произошло загрязнение почв отходами в местах отбора проб, имеет место перекрытие почв отходами, в том числе на арендованном земельном участке площадью 7 766 кв.м, что образует в деянии общества состав указанного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы заключение экспертов от 25 августа 2021 года NЭЗ-132аК/21 существенных недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством по делу, не содержит. Выводы экспертов основаны на материалах дела, мотивированы и ясны, противоречий не содержат.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса. Постановление о назначении административного наказания исполнено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Красногорского городского суда Московской области от 7 декабря 2021 года и решение судьи Московского областного суда от 15 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное внедренческое предприятие "Цессор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Труханова В.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.