Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 10 июня 2022 года, на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 01 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гаражного строительного кооператива "Тенистый", Бобрышева В.Н, Бобрышевой А.В, Ботошана Е.Д, Будревича А.С, Вацета В.В, Волщука М.К, Дергилева С.Л, Золотаря С.А, Кайдася И.М, Какадия А.В, Керимовой О.Г, Козлова Н.Н, Короткого Г.А, Леонова Т.М, Лящука В.Л, Минько Н.И, Олейникова Ю.Н, Парфеновой И.А, Пигий М.И, Смирновой М.Б, Стеценко И.И, Федосова И.Е, Фурсенко В.В, Швец Л.В, Ювченко И.Е, Юрченко В.С. к администрации города Симферополя Республики Крым о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным постановления N5601 от 30 сентября 2020 года, вынесенным главой администрации города Симферополя Республики Крым Проценко Е.А. "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: "адрес"", мотивируя заявленные требования тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком с нарушениями процедуры и в отсутствии законных оснований для сноса спорных объектов.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 01 марта 2022 года решение Киевского районного суда города Симферополя от 28 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Симферополя Республики Крым Свешникова В.А. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и полагает необходимым принятие по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На кассационную жалобу поступили возражения представителя Овсянниковой И.В, действующей в интересах гаражно-строительного кооператива "Теннистый" (далее - ГСК "Теннистый"), в которых выражена позиция об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из незаконности постановления администрации города Симферополя Республики Крым N5601 от 30 сентября 2020 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций ввиду следующего.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации (далее - Конституция РФ) признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Статьей 130 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 25 ноября 2014 года N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" (вместе с "Порядком демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым") (далее - Порядок).
Настоящий Порядок регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).
Исходя из пункта 1.1 данного Порядка под неправомерно размещенными нестационарными объектами в настоящем Порядке следует понимать: нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек; нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором; нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Пунктом 1.4 Порядка определено, что иной нестационарный объект - объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд.
Демонтаж (снос) неправомерно размещенного нестационарного объекта (далее - демонтаж (снос) нестационарного объекта) - действия по освобождению земельных участков, а также зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе действия по отключению нестационарного объекта от сетей инженерно-технического обеспечения, снятию его с места установки и эксплуатации, при необходимости - разборке объекта на отдельные части и транспортировке его к месту хранения с сохранением за владельцем права собственности на объект;
В силу пункта 1.5 Порядка прямо предусмотрено, что освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, занятые, в том числе, металлическими контейнерами и гаражами.
На основании пункта 2.1 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
На основании пункта 2.3 Порядка в целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения Уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
В случае если владелец неправомерно размещенного нестационарного объекта неизвестен, Уполномоченный орган также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка в течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
Соответствующая Комиссия по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований создана постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 16 июня 2017 года N 1995.
Согласно пунктам 3.2, 3.3 Порядка Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Заключение Комиссии должно содержать один из следующих выводов: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Заключение подписывается всеми членами Комиссии, утверждается ее председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в Уполномоченный орган.
Исходя из пункта 3.5 Порядка, в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Согласно пунктам 3.6, 3.7. Порядка уполномоченный орган в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) размещает на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщение о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенного нестационарного объекта, а также направляет владельцу объекта копию указанного постановления.
Постановление о демонтаже (сносе) направляется владельцу нестационарного объекта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения.
В случае если владелец нестационарного объекта не установлен, Уполномоченный орган в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) также: обеспечивает опубликование в официальном печатном издании муниципального образования, используемом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенного объекта; обеспечивает размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором неправомерно размещен нестационарный объект, либо непосредственно на самом объекте сообщения о планируемом демонтаже (сносе) объекта.
Из материалов дела усматривается, что актом обследования нестационарного объекта, размещенного на территории города Симферополя Республики Крым N130/20 от 01 июня 2020 года установлено, что по адресу: Республика Крым, "адрес", расположены гаражи - 34 единиц, изготовленные из металла (5, 5 м. длина, 2, 5 м. высота), владельцы которых не установлены. При этом, схема расположения гаражей не составлялась.
Согласно информации МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым от 02 февраля 2022 года N1301/40/05-08, департамент не располагает однозначной информацией о местоположении нестационарных объектов (гаражи, 34 ед.), расположенных в районе дома N21 города Симферополя Республики Крым, подлежащих демонтажу (сносу) согласно постановлению Администрации города Симферополя от 30 сентября 2020 года N5601.
Кроме того, согласно информации МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2022 года N735/08/01-08, в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного Решением 50 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 25 августа 2016 года N 888, земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Лермонтова, д. 21, на котором расположены подлежащие демонтажу (сносу) гаражи, ориентировочно находится в границах функциональной зоны "Зона многоэтажной жилой застройки", которая предназначена для размещения многоквартирных жилых домов основной этажности от 9 до 16 этажей. В составе зон жилого назначения допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, медицинских организаций, дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей, с включением объектов общественно-делового назначения и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 45 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 30 апреля 2021 года N 361, земельный участок расположенный по адресу: "адрес", на котором расположены подлежащие демонтажу (сносу) гаражи, ориентировочно находится в границах следующих территориальных зон: "Зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4)"; "Зона объектов инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1)".
В настоящее время на основании заявления гражданина Российской Федерации Белоусовой К.С. земельный участок под многоквартирным домом по адресу: "адрес", включен в график проведения работ по образованию земельных участков за счет бюджетных средств.
Вместе с тем, материалы дела не содержат подтверждения того, что указанные гаражи не находятся на земельном участке, который будет сформирован под многоквартирным домом по адресу: "адрес"
С учетом изложенного, при вынесении оспариваемого постановления органом местного самоуправления не в полном объёме установлены обстоятельства невозможности расположения на земельном участке по адресу: "адрес", гаражей.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, в связи с тем, что в нарушение пункта 3.5 Порядка N465, оно не содержит сведений о точном месте размещения каждого из нестационарных объектов с указанием кадастрового номера земельного участка (в случае если земельный участок поставлен на кадастровый учет) и четко обозначенного его адресного ориентира с привязкой к местности; отсутствует в содержании ссылка на основание из перечня, предусмотренного пунктом 1.1 Порядка N465, а также имеет место преждевременность принятия оспариваемого постановления без надлежащей проверки юридически значимых для его принятия обстоятельств.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 01 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 05 августа 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.