Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" Николаева А.И. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года, принятые по административному делу N 2а-9623/2021, по административному исковому заявлению ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" обратилось в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) N 67/79-онт от 7 июня 2021 года.
В обоснование требований ссылаются на то, что указанные в пунктах 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 19, 22, 23 предписания нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения отсутствовали на момент проведения проверки. С нарушениями, указанными в пункте 19 предписания не согласны, поскольку рабочие кабинеты, коридор административного здания истца, а также коридор, окна, потолки, служебные помещения в РММ (ремонтно-механический цех) не подпадают под требования пункта 8.13 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
16 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 29 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части разрешения вопроса по существу в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы представитель истца ссылается на то, что такие помещения административного здания как рабочие кабинеты, коридор, а также коридор, окна, потолки, служебные помещения ремонтно-механического цеха не подпадают под требования пункта 8.13 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда". Кроме этого, в указанных выше помещениях стены и полы имеют покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих дезинфицирующих средств (уложены кафельными плитками).
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 года кассационная жалоба ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
В данном случае такие нарушения норм процессуального и материального права, влекущие отмену в части принятых по делу судебных актов, допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N52-ФЗ).
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона N52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются санитарными правилами (статья 1 Федерального закона 352-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки (часть 2 статьи 50).
Из изложенного выше следует, что уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ при выявлении нарушения соответствующего законодательства имеет право выдать лицу, допустившему данное нарушение, предписание, подлежащее обязательному исполнению. Невыполнение требований предписания влечет привлечение к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" проведена плановая выездная документарная проверка соблюдения санитарного законодательства и выполнения санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий, требований технических регламентов, в ходе которой были установлены нарушения санитарного законодательства - Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Свода правил 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)", Методических рекомендаций MP 3.1/2.5.0172/4-20 по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения СОУШ-19, Свода правил 2.5.3650-20 "санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", Свода правил 2.2.3670-20 "Санатрно-эпидемиологические требования к условиям труда", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемилогические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 года N29н.
По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и начальником отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в адрес администрации Ленского бассейна внутренних водных путей ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание N-ОНТ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец не согласен с данным предписанием в части пунктов 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 19, 22, 23 Указанными пунктами юридическому лицу предложено устранить нарушения, выразившиеся в непроведении термометрии ("утреннего фильтра") с использованием бесконтактных термометров и заполнением температурного листка, отсутствии журнала термометрии, в отсутствии общедоступных и рабочих местах кожных антисептиков, дистанционных разметок на полу, непредоставлении утвержденных программ производственного контроля за условиями труда ряда филиалов, несоответствии представленных программ производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий установленным требованиям, отсутствии контроля за рабочими местами с проведением лабораторных исследований, согласования с территориальным органом по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствии мероприятий по соблюдению гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов и контроля за составов сбрасываемых сточных вод, непредоставлении схемы специально оборудованных мест скопления отходов, расположении на береговой зоне отстоя водных судов заброшенных корпусов плавучих средств и водных судов, отсутствии контроля за соблюдением требований к условиям труда, эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. Пунктами 19, 22, 23 предписано провести в РММ (ремонтно-механическом цехе), административном здании провести ремонт покрытий стен, потолка, пола, обеспечить наличие местной вытяжной вентиляции при сварке на нестационарных рабочих местах, в производственных помещениях и цехах выделить и промаркировать уборочный инвентарь.
Отказывая в удовлетворении административного иска, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание основано на законе и установленных в ходе проверки фактах нарушения санитарно-эпидемиологических правил, оно не нарушает права и законные интересы административного истца, и учитывая наличие постановлений о привлечении истца к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.4 КоАП РФ, частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из содержания кассационной жалобы следует, что представитель административного истца не согласен с выводами судов только в части пункта 19 Предписания, в остальной части решения судов не обжалуются.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы, не может согласиться с выводами судов в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным пункта 19 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) N-онт от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 19 Предписания в соответствии с пунктом 8.13 СП 2.2.3670-20 необходимо провести ремонт покрытия стен, потолка и пола в РММ (в мужском и женском туалете, оборудования гардеробных, умывальных, душевых, предназначенных для личной гигиены, коридор, окна и потолки служебных помещений), в административном здании (рабочие кабинеты, коридор).
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными пункта 19 Предписания, суды исходили из того, что вступившими в законную силу постановлениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Республике Саха (Якутия) от 24 июня 2021 года и Якутского городского суда от 26 июля 2021 года ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" была привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.4 КоАП РФ и частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем в данном случае ссылка судов на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела постановлений о привлечении к административной ответственности административного истца за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.4 КоАП РФ и частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, основана на неверном применении норм процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 64 КАС РФ вступившие в законную постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Статья 6.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства предусмотрена положениями статьи 19.5 КоАП РФ.
Как следует из указанных постановлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в рамках дел о привлечении к административной ответственности ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.4 КоАП РФ, части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, оценка предписанию не давалась.
Учитывая, что предметом спора по настоящему делу является проверка законности предписания, тогда как в рамках дел о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ оценка предписанию от ДД.ММ.ГГГГ не давалась, указанные выводы суда о необходимости применения положений части 3 статьи 64 КАС РФ нельзя признать обоснованными.
Из положений пункта 8.13. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" следует, что полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств.
Следовательно, пункт 8.13 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" содержит требования к санитарно-бытовым помещениям. Его положения не распространяются на рабочие кабинеты, коридор административных зданий, а также на коридор, окна и потолки служебных помещений.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что окна и потолки, которые согласно предписанию необходимо отремонтировать, находятся в гардеробных, умывальных, душевых, туалетах, кабинах для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн.
С учетом изложенного указание в предписании на необходимость выполнения ремонта в срок до ДД.ММ.ГГГГ в таких помещениях административного здания как рабочие кабинеты, коридор, а также коридор, окна, потолки, служебные помещения ремонтно-механического цеха на основании пункта 8.13 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", нельзя признать соответствующим положениям закона.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что имеются основания для признания незаконным пункта 19 Предписания N-онт от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он не соответствует положениям пункта 8.13 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", и нарушает права и законные интересы административного истца.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанций, а также принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований в части, касающейся пункта 19 Предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) N-онт от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным пункта 19 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) N-онт от ДД.ММ.ГГГГ в части указания о необходимости проведения ремонта покрытий стен, потолка, пола в рабочих кабинетах, коридоре административного здания, а также в коридоре, окон и потолка, служебных помещениях, в РММ (в ремонтно-механическом цехе).
В данной части принять новое решение.
Признать незаконным пункт 19 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) N-онт от ДД.ММ.ГГГГ в части указания: в РММ (коридор, окна и потолки, служебных помещениях), в административном здании (рабочие кабинеты, коридор) в срок до ДД.ММ.ГГГГ мая провести ремонт покрытий стен, потолка, пола.
В остальной части решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.