Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Коробенко Э.В. и Килярова М.Х, при помощнике судьи Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Гусяковой Ю.Н. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 30 марта 2022 г, которым удовлетворены заявленные старшим сержантом запаса Эдилсултановым Исраилом Мацаевичем требования о признании незаконными действий начальника филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных отказом в предоставлении административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) и снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Килярова М.Х, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Эдилсултанов И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, вкотором, с учетом уточнений, просил:
- признать незаконными решения начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 30 марта 2021 г. N 2 и 6 об отказе ему с членами семьи в предоставлении жилищной субсидии и снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" отменить названные решения и восстановить его с членами семьи на жилищном учете.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что при принятии оспариваемых решений начальник филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" не располагал данными об исключении Эдилсултанова И.М. из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), а потому руководствовался имеющимися в жилищном органе сведениями о том, что с 20 января 2015 г. административный истец состоит в указанном реестре. При этом исключение Эдилсултанова И.М. из реестра НИС произведено 27 июня 2021 г, то есть после принятия оспариваемых решений.
Также автор жалобы считает, что административным ответчиком не допущено нарушения жилищных прав Эдилсултанова И.М, у которого сохраняется право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перечислении ему дополнительных средств и накоплений в рамках участия в НИС либо о получении целевого жилищного займа.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В абзаце 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона определено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Согласно пункту 15 ст. 15 Федерального закона обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
На военнослужащих, являющихся участниками НИС, не распространяется действие ряда положений статьи 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих, в том числе и абзац 12 п. 1 ст. 15 названного закона.
Как определено в пункте 4 ч. 1 ст. 9 Закона о НИС к участникам НИС относятся сержанты, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г, изъявившие желание стать участниками НИС.
Согласно части 3 ст. 11 Закона о НИС получение участником денежных средств, указанных в части 1 ст. 4 данного Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 ч. 1 ст. 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Исходя из вышеприведенных норм, право военнослужащих указанной категории, к которой относится административный истец, на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы может быть реализовано путем предоставления жилищной субсидии или жилых помещений по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма, либо посредством участия их в НИС, которое возможно только на основании их заявления, поданного в уполномоченный орган.
После получения военнослужащим денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в НИС государство считается исполнившим свои обязательства по его жилищному обеспечению.
Вместе с тем, если военнослужащий не воспользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете, он, в силу положений пункта 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 ГК РФ, может быть по его просьбе исключен из реестра участников НИС.
Из материалов дела следует, что Эдилсултанов И.М. впервые поступил на военную службу по контракту в августе 2005 года, после чего до 14 ноября 2008 г. проходил службу в войсковой части N. В ноябре 2008 года административный истец был уволен с военной службы по истечении срока контракта.
В марте 2009 года он вновь поступил на военную службу, заключив второй контракт. В марте 2011 года Эдилсултанов И.М. уволен с военной службы по собственному желанию при наличии у него уважительных причин и с 11 апреля 2011 г. исключен из списков личного состава войсковой части N.
В январе 2015 года Эдилсултанов И.М. поступил на военную службу из запаса, заключив 20 января 2015 г. третий контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года, и с той же даты зачислен в списки личного состава войсковой части N.
21 января 2019 г. он заключил очередной контракт о прохождении военной службы на срок до наступления предельного возраста пребывания на службе - 4 марта 2021 г, после чего непрерывно проходил службу в войсковой части N до 21 января 2021 г.
Приказом командира войсковой части N от 20 января 2021 г. N 10 старший сержант Эдилсултанов И.М, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, ввиду увольнения с военной службы по состоянию здоровья с 21 января 2021 г. исключен из списков личного состава воинской части.
В период прохождения военной службы решением начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) ФГКУ "Югрегионжилье" от 15 июля 2020 г. N 11/71 Эдилсултанов И.М. с составом семьи 6 человек признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в "адрес", форма обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии, дата принятия на учет - 18 мая 2020 г.
В соответствии с оспариваемым решением начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 30 марта 2021 г. N 2 Эдилсултанову И.М. и членам его семьи отказано в предоставлении жилищной субсидии, так как с 20 января 2015 г. административный истец включен на основании его заявления в реестр участников НИС.
В связи с этим, решением того же должностного лица от 30 марта 2021 г. N 6 административный истец с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Однако содержание вышеуказанных решений административного ответчика, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ), а вывод должностного лица об участии Эдилсултанова И.М. в НИС на основании его волеизъявления противоречит материалам дела.
Как усматривается из личной карточки участника НИС, Эдилсултанов И.М. включен в реестр участников НИС по "16" категории с 21 января 2015 г. на основании приказа командира войсковой части N от 21 января 2015 г. N 13.
Согласно приказу от 21 января 2015 г. N 13 сержант запаса Эдилсултанов И.М, прибывший из отдела военного комиссариата для дальнейшего прохождения службы, с 20 января 2015 г. зачислен в списки личного состава войсковой части N.
Вместе с тем участники НИС перечислены в части 1 ст. 9 Закона о НИС, при этом в этой норме специально оговорено, в каких случаях они могут стать участниками, только изъявив такое желание.
Гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что Эдилсултанов И.М. в силу пункта 4 ч. 1 ст. 9 Закона о НИС относится к категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, возможность участия которых в НИС зависит от их волеизъявления.
Однако материалы дела не содержат сведений о том, что Эдилсултанов И.М. в период прохождения службы подавал рапорт о включении его в реестр НИС. В судебном заседании административный истец давал объяснения о том, что он в период службы такой рапорт не подавал. Это утверждение административным ответчиком не опровергнуто.
Как следует из рапорта, датированного 30 марта 2021 г, Эдилсултанов И.М. просил командира войсковой части N исключить его из реестра НИС в связи с намерением реализовать свои жилищные права иным предусмотренным законом способом.
Вопреки мнению представителя административного ответчика, обратившись по команде с рапортом об исключении из соответствующего реестра, Эдилсултанов И.М. тем самым очевидно подтвердил нежелание реализовать свое право на жилище в порядке, установленном Законом о НИС.
12 апреля 2021 г. врио командира войсковой части N за исх. N 54/1006 направил в адрес начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" документы, необходимые для исключения Эдилсултанова И.М. из реестра НИС.
Как следует из письма заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 8 июня 2021 г. N *8444 документы для исключения Эдилсултанова И.М. из реестра участников НИС 30 апреля 2021 г. направлены в Департамент жилищного обеспечения и управление жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Из служебной записки должностного лица филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 14 марта 2022 г. видно, что Эдилсултанов И.М. исключен из реестра НИС 27 июля 2021 г.
Эти сведения согласуются с уведомлением от 27 июля 2021 г. об исключении Эдилсултанова И.М. из реестра НИС с датой возникновения основания для исключения - 21 января 2021 г, а также содержанием письма Ставропольского отдела ФГКУ "Росвоенипотека" от 7 июня 2022 г. N НИС-О-13/477, в котором указано на то, что именной накопительный счет административного истца закрыт 30 августа 2021 г. на основании поступивших 26 августа 2021 г. сведений об исключении его из реестра НИС. В письме также указано о том, что целевой жилищный заем административному истцу не предоставлялся, денежные средства с именного накопительного счета ему не выплачивались.
Из этого следует, что условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих - участников НИС в отношении Эдилсултанова И.М. не наступили.
Поэтому включение Эдилсултанова И.М. в реестр НИС в отсутствие его волеизъявления на это и временное участие в НИС до момента исключения из реестра само по себе не может служить препятствием в реализации им в настоящее время своих жилищных прав путем предоставления жилищной субсидии.
Ссылка представителя административного ответчика на то, что административный истец по-прежнему не лишен возможности реализовать свои жилищные права посредством НИС является ошибочной.
В силу общеправового принципа, изложенного в пункте 2 ст. 1 и пункте 1 ст. 9 ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
В этой связи суд первой инстанции пришел в верному выводу о том, что оспариваемые решения начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 30 марта 2021 г. N 2 и 6 об отказе административному истцу с членами семьи в предоставлении жилищной субсидии и снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по изложенным в решениях основаниям являются незаконными, нарушают жилищные права Эдилсултанова И.М. и подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 30 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Эдилсултанова Исраила Мацаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.