Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 сентября 2009 г. N Ф03-5003/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя закрытого акционерного общества "Лес-Экспорт": Панчук А.В. - представитель по доверенности от 09.06.2009 б/н; от Управления лесным хозяйством Приморского края: Бурмистрова Е..А. - представитель по доверенности от 03.04.2009 N 22, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесным хозяйством Приморского края на решение от 27.03.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А51-293/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению закрытого акционерного общества "Лес-Экспорт" к Управлению лесным хозяйством Приморского края о признании недействительным ненормативного акта.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 г.
Закрытое акционерное общество "Лес Экспорт" (далее - ЗЛО "Лес Экспорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным приказа Управления лесным хозяйством Приморского края (далее -- Управление) от 09.12.2008 N 1132 и обязании Управления в десятидневный срок направить ЗАО "Лес-Экспорт" проекты договоров аренды лесных участков с предложением о заключении договоров аренды: лесной участок в составе кварталов 26, 34-42, 52.-68, 79, 86, 87, 91, 95-100, 102, 104-107, 100-118 Ключевского участкового лесничества Дальпереченского .лесничества на площадь 36625 га; лесной участок в составе кварталов 1-16, 18-19, 2.3, 29-32, 35, 38-56, 62-74 Кировского участкового лесничества Дальпереченского лесничества на площади 2.0184 га; лесной участок в составе кварталов 1-4, 25-3.2, 3.5, 38, 44-50 Марьяновскго участкового лесничества Дальнереченского лесничества на площади 12340 га.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2009, оставленном без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствие лесного плана субъекта РФ и отсутствие проектирования лесных участков не является основанием для возврата заявления на заключение договора аренды лесного участка и отказа заключить такой договор.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, полагающего, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального и нормы процессуального права, в связи с чем просит решение от 27.03.2009, постановление от 03.07.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя жалобы, спорные лесные участки не являются спроектированными в соответствии с действующим законодательством, были обременены правами третьих лиц и не могли быть предметом договора аренды без проведения аукциона.
Представитель общества в судебном заседании против доводов Управления возражает и просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Фе/дерации от 22.08.2008 N 88, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", инвестиционный проект ЗАО "Лес Экспорт" "Завод по производству трехслойной паркетной доски" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На основании приказа Минпромторга России от 22.08.2008 N 88 Управление лесным хозяйством Приморского края 21.10.2008 издало приказы N 919, 921, 931 о предоставлении ЗАО "Лес Экспорт" в аренду на срок 10 и 49 лет лесных участков для использования их в целях заготовки древесины. Согласно данным приказам обществу предоставлялись в аренду лесные участки в Ключевском, Кировском, Марьяновском участковых лесничествах Далыюреченского лесничества. Пунктом 2.1 указанных приказов Дальнереченскому филиалу КГ У "Приморское лесничество" поручено подготовить проекты договоров аренды лесных участков и представить на согласование в ЮГУ "Приморское лесничество" в течение 1.5 дней со дня принятия приказов, рассмотреть проекты договоров и представить в управление лесным хозяйством Приморскою края.
Приказом от 09.12.2008 N 1132 Управлением лесным хозяйством Приморского края принято решение об отмене приказов от 21.10.2008 N 919, 921, 931, договоры с обществом не заключены.
Полагая, что этим приказом нарушено право общества на заключение договоров аренды лесных участков без проведения аукциона и что оспариваемый приказ не соответствует лесному законодательству, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приказом Управления лесного хозяйства Приморского края от 11.06.2008 N 505-и и приказом Минпромторга от 22.08.2008 N 88 утвержден инвестиционный проект ЗАО "Лес Экспорт".
В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 Кч 419 "О приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятым заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Постановления.
Согласно пункту 12 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора аренды земельного участка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2.007 N 324 (далее - Правила), в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
Из пункта 16 Правил следует, что заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения,. По результатам рассмотрения должно быть вынесено решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвращаются заявителю с обоснованиями причин возврата, которые прямо предусмотрены вышеуказанным пунктом.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно отклонили доводы Управления об отсутствии лесного плана субъекта и проектирования лесных участков, поскольку вышеуказанные Правила не предусматривают таких оснований для возврата заявления на заключение договора аренды лесного участка и отказ заключить договор аренды.
Ссылка Управления на обременение спорных земельных участков правами третьих лиц, правильно отклонена судами первой и апелляционной инстанций, как не подтвержденная материалами дела.
Учитывая изложенное, а также то, что приказ Управления лесного хозяйства Приморского края от 11.06.2008 N 505-и и приказ Минпромторга от 22.08.2008 N 88 не оспорены и не отменены арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о недействительности приказа Управления от 09.12.2008 N 1132 как несоответствующего закону и нарушающего права и законные интересы общества.
Иные доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении, получили надлежащую правовую оценку, поэтому у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 АПК РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств дела, в связи с чем жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А51-293/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора аренды земельного участка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2.007 N 324 (далее - Правила), в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
Из пункта 16 Правил следует, что заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения,. По результатам рассмотрения должно быть вынесено решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвращаются заявителю с обоснованиями причин возврата, которые прямо предусмотрены вышеуказанным пунктом.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно отклонили доводы Управления об отсутствии лесного плана субъекта и проектирования лесных участков, поскольку вышеуказанные Правила не предусматривают таких оснований для возврата заявления на заключение договора аренды лесного участка и отказ заключить договор аренды."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 сентября 2009 г. N Ф03-5003/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания