Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 октября 2009 г. N Ф03-5094/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Министерства финансов Хабаровского края - Маслакова А.Г., представитель по доверенности N 19-06/47 от 15.01.2009, рассмотрел кассационные жалобы Николаевского муниципального района в лице администрации Николаевского муниципального района, Министерства финансов Российской Федерации на решение от 18.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А73-2846/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Николаевского муниципального района в лице администрации Николаевского муниципального района к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 627943,25 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 г.
Николаевский муниципальный район в лице администрации Николаевского муниципального района (далее - администрация) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Хабаровского края 627943,25 руб. убытков, связанных с компенсацией расходов пенсионерам и работникам социальных учреждений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Решением суда от 18.05.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009, исковые требования удовлетворены частично: с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 14497,25 руб., в остальной части иска отказано.
Удовлетворяя требования администрации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, суды руководствовались статьей 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ N 4520-1), пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми реализация федерального законодательства в части предоставления льгот, предусмотренных статьей 35 Закона РФ N 4520-1, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку спорные расходы относятся к 1997-2003 годам.
Отказ в части удовлетворения заявленных требований мотивирован пропуском исковой давности.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация и Министерство финансов Российской Федерации подали кассационные жалобы.
В кассационной жалобе администрация просит принятые по делу судебные акты в части отказа в иске отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права.
По мнению администрации, срок исковой давности по рассматриваемому спору подлежит исчислению с момента выплаты компенсаций. Спорные расходы администрация возместила в 2006-2008 годах, следовательно, срок исковой давности на момент обращения в суд не пропущен.
Кроме того, администрация указывает на то, что финансирование льгот, предусмотренных федеральным законодательством, должно производиться за счет казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит принятые по делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований отменить, в удовлетворении иска отказать полностью, ссылаясь на пропуск срока исковой давности, о применении которого им было заявлено в суде первой инстанции.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14.10.2009.
Проверив обоснованность доводов жалоб, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Хабаровского края, кассационная инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами, администрация в период с 2006 по 2008 год произвела выплату компенсацией пенсионерам и работникам учреждений культуры, образования социальной защиты и здравоохранения, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, в том числе Николаевского района, за счет средств местного бюджета.
Поскольку данные затраты из федерального бюджета не были компенсированы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в сумме 108578,32 руб., составляющих расходы по оплате проезда и перевозки багажа пенсионерам, суд применил срок исковой давности, о котором заявило Министерство финансов Российской Федерации в судебном заседании.
При этом суд исходил из положений статей 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая, что выплаты на сумму 108578,32 руб. касаются 1997-2005 годов, суды пришли к правильному выводу о пропуске срока исковой давности для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании выплаченных средств, так как согласно статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год и результаты выделения бюджетных средств по итогам года становятся известным по его окончании.
Таким образом, администрация должна была узнать о нарушении своих прав в части компенсации льгот за 1997-2005 годы по окончании финансового года. С этого момента и подлежит исчислению срок исковой давности.
Расходы, связанные с переездом работников, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновное действие, согласно статье 35 Закона РФ N 4520-1 в редакции, действующей с 01.01.2005, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Следовательно, вывод судов о том, что расходы в сумме 504388,68 руб., связанные с выплатой компенсаций работникам муниципальных учреждений по выезду из Николаевского района в 2005-2008 годах, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Довод кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации о необоснованном неприменении судом исковой давности в части взыскания убытков в сумме 14976,25 руб. неоснователен.
Как следует из протокола судебного заседания от 14.05-15.05.2009 (т. 2 л.д. 17) Министерством финансов Российской Федерации заявлено о пропуске истцом срока исковой данности в отношении суммы 108578,32 руб., составляющей убытки, связанные с выплатой компенсаций пенсионерам, выехавшим из Николаевского района.
В отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 145) Министерством финансов Российской Федерации заявлено о пропуске срока исковой давности в отношении расходов взысканных по решению мирового судьи судебного участка N 43 г. Николаевска-на-Амуре от 18.12.2006.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А73-2846/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований в сумме 108578,32 руб., составляющих расходы по оплате проезда и перевозки багажа пенсионерам, суд применил срок исковой давности, о котором заявило Министерство финансов Российской Федерации в судебном заседании.
При этом суд исходил из положений статей 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая, что выплаты на сумму 108578,32 руб. касаются 1997-2005 годов, суды пришли к правильному выводу о пропуске срока исковой давности для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании выплаченных средств, так как согласно статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год и результаты выделения бюджетных средств по итогам года становятся известным по его окончании.
...
Расходы, связанные с переездом работников, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновное действие, согласно статье 35 Закона РФ N 4520-1 в редакции, действующей с 01.01.2005, являются расходными обязательствами муниципальных образований."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 октября 2009 г. N Ф03-5094/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания