Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 октября 2009 г. N Ф03-5581/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальникоторгсервис" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А51-10968/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальникоторгсервис" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока о признании незаконным и отмене постановления от 01.10.2008 N 518.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Дальникоторгсервис" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Владивостока (далее - инспекция; административный орган) от 01.10.2008 N 518 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009, заявление общества удовлетворено, постановление инспекции признано незаконным и отменено, в связи с несоблюдением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.05.2009 постановление суда апелляционной инстанции от 03.02.2009 отменено дело направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд в связи с нарушением судом статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 решение от 05.11.2008 отменено, в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ; административным органом при производстве дела об административном правонарушении соблюдены процессуальные требования.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции от 13.07.2009, общество подало кассационную жалобу, в которой просит отменить данный судебный акт, и оставить в силе решение суда первой инстанции от 05.11.2008. По мнению ООО "Дальникоторгсервис", инспекцией не доказано совершение обществом административного правонарушения. Заявитель жалобы ссылается на то, что протокол осмотра помещения в присутствии понятых не составлялся. Кроме того, как полагает общество, совершенное правонарушение является малозначительным, так как отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Административный орган в отзыве против доводов общества, изложенных в кассационной жалобе, возражает и просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, должностными лицами инспекции на основании поручения от 10.09.2008 N 395 проведена проверка соблюдения обществом законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, в частности исполнение требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В ходе проверки выявлено: отсутствие ценников на вино "Душа монаха", "Кадарка", реализуемое в магазине "Ратимир", расположенном по адресу: город Владивосток, улица Борисенко, 42, принадлежащем ООО "Дальникоторгсервис"; на складе временного хранения - несоответствие температурного режима при хранении Советского шампанского и шампанского "Лев Голицын" требованиям ГОСТов 13918-88 и Р 51165 98, что является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила). Факты нарушений зафиксированы инспекцией в акте проверки от 10.09.2008 N 389, отражены в протоколе от 17.09.2008 N 603 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Взамен ГОСТ Р 51165-98 приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 898-ст с 1 января 2011 г. введен в действие ГОСТ Р 51165-2009
01.10.2008 инспекцией принято постановление N 518 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 указанной выше статьи КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 32000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд исходил из наличия в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре, которая в обязательном порядке должна содержать, в том числе его наименование и цену.
Пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров установлена обязанность продавца прикреплять к образцам имеющегося в продаже товара ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки.
Часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 30000 руб. до 40000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Факт отсутствия на момент проверки ценников на реализуемую алкогольную продукцию (вино "Душа монаха", вино "Кадарка") в магазине, принадлежащем обществу, установлен апелляционным судом, на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в деле доказательств (акта проверки, протокола об административном правонарушении, составленном в присутствии законного представителя общества и подписанного последним без замечаний, письменные объяснения директора магазина Чирской Н.В., счета-фактуры от 10.09.2008 N ДЛН - 029122), и заявителем кассационной жалобы не опровергнут.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
Нарушений порядка рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления административного органа судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обоснован вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и правомерно отказано в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы общества об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и применении статьи 2.9 КоАП РФ несостоятельны, в связи с тем, что оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. Оснований для применения данной нормы, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не усмотрел.
Ссылки общества на ошибочно указанную в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции дату отмененного решения 03.02.2009 вместо 05.11.2008 обоснованы, вместе с тем не влияют на законность принятого по делу судебного акта, поскольку имеет место описка, которая подлежит исправлению в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А51-10968/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт отсутствия на момент проверки ценников на реализуемую алкогольную продукцию (вино "Душа монаха", вино "Кадарка") в магазине, принадлежащем обществу, установлен апелляционным судом, на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в деле доказательств (акта проверки, протокола об административном правонарушении, составленном в присутствии законного представителя общества и подписанного последним без замечаний, письменные объяснения директора магазина Чирской Н.В., счета-фактуры от 10.09.2008 N ДЛН - 029122), и заявителем кассационной жалобы не опровергнут.
...
Доводы общества об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и применении статьи 2.9 КоАП РФ несостоятельны, в связи с тем, что оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. Оснований для применения данной нормы, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не усмотрел."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 октября 2009 г. N Ф03-5581/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания