Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 ноября 2009 г. N Ф03-5913/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю: Кучумова Е.Е., начальник правового отдела по доверенности от 30.12.2008 N 06-01, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 по делу N А24-2558/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю о признании незаконными действий и предписаний.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2009 г.
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - УФАС России по Камчатскому краю, антимонопольный орган), выразившихся в проведении планового контрольного мероприятия и издании акта от 18.04.2008 N 15/08, а также о признании недействительными предписаний NN 1-24.
Решением суда от 26.08.2008 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу о том, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 94-ФЗ) не предусмотрена форма контроля как плановые контрольные мероприятия по проверке соблюдения требований названного Закона, а предписания не соответствуют требованиям части 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.12.2008 решение арбитражного суда в части признания незаконными действий должностных лиц антимонопольного органа, выразившихся в проведении планового контрольного мероприятия и издании акта от 18.04.2008 N 15/08 отменено и дело направлено в отмененной части на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции исходил из того, что выводы суда сделаны по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора.
При новом рассмотрении решением первой инстанции от 25.03.2009 заявление налогового органа удовлетворено со ссылкой на то, что антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, применив иную форму контроля, не предусмотренную вышеназванным Законом.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 решение первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностных лиц антимонопольного органа по проведению планового контрольного мероприятия и изданию обжалуемого акта отказано.
Не согласившись с постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить с оставлением в силе решения первой инстанции. По мнению заявителя, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, выводы апелляционного суда основаны на неправильном толковании норм материального права. Указывает на неправильное применение судом Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", не подлежащего применению.
УФАС по Камчатскому краю в отзыве на кассационную жалобу просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Антимонопольный орган извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не направил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установил.
Как следует из материалов дела, на основании приказа и.о. руководителя Камчатского УФАС России от 07.04.2008 N 35-П инспекцией вышеназванного управления в период с 15.04.2008 по 18.04.2008 проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения налоговым органом требований Закона N 94-ФЗ за 2007 год и текущий период 2008 года, по результатам которого составлен акт от 18.04.2008 N 15/08. В акте нашли отражение выявленные инспекцией нарушения в сфере размещения заказов для государственных нужд. Акт направлен налоговому органу письмом от 05.05.2008 N 600/08. Вместе с актом направлены предписания без даты NN 1 - 24 об устранении выявленных нарушений Закона N 94-ФЗ.
Налоговый орган, считая, что вышеуказанные действия антимонопольного органа по изданию акта от 18.04.2008 N 15/08 и предписаний NN 1 - 24 не соответствуют нормам действующего законодательства, в частности статье 17 Закона N 94-ФЗ и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела, апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался частями 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и исходил из того, что антимонопольный орган действовал в пределах установленных настоящим Законом полномочий.
Согласно части 1, 3 статьи 17 Закона N 94-ФЗ контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, осуществляемых уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" (пункт 1) установлено, что Федеральная антимонопольная службы является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что в целях реализации возложенных полномочий УФАС по Камчатскому краю 15.01.2008 утвержден план проведения контрольных мероприятий на 1 полугодие 2008 года, создана инспекция для организации и осуществления контрольного мероприятия (приказ от 07.04.2008 N 35-П). 18.04.2008 должностными лицами антимонопольного органа проведено плановое мероприятие по проверке соблюдения налоговым органом требований Закона N 94-ФЗ за 2007 год и за текущий период 2008 года, по результатам которого составлен акт от 18.04.2008 N 15/08, в котором нашли отражение выявленные антимонопольным органом нарушения в сфере размещения заказов для государственных нужд.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что при назначении, проведении проверки налогового органа, составлении акта проверки УФАС по Камчатскому краю действовал в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ и в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем обоснованно отменил решение суда и отказал налоговому органу в удовлетворении заявления.
Доводы, изложенные налоговым органом в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Ссылка апелляционного суда на Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не привела к принятию неправильного решения.
На основании изложенного, постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 по делу N А24-2558/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что в целях реализации возложенных полномочий УФАС по Камчатскому краю 15.01.2008 утвержден план проведения контрольных мероприятий на 1 полугодие 2008 года, создана инспекция для организации и осуществления контрольного мероприятия (приказ от 07.04.2008 N 35-П). 18.04.2008 должностными лицами антимонопольного органа проведено плановое мероприятие по проверке соблюдения налоговым органом требований Закона N 94-ФЗ за 2007 год и за текущий период 2008 года, по результатам которого составлен акт от 18.04.2008 N 15/08, в котором нашли отражение выявленные антимонопольным органом нарушения в сфере размещения заказов для государственных нужд.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что при назначении, проведении проверки налогового органа, составлении акта проверки УФАС по Камчатскому краю действовал в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ и в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем обоснованно отменил решение суда и отказал налоговому органу в удовлетворении заявления.
...
Ссылка апелляционного суда на Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не привела к принятию неправильного решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 ноября 2009 г. N Ф03-5913/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании