Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 ноября 2009 г. N Ф03-5942/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 3119/10 настоящее Постановление признано утратившим силу
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 3119/10 настоящее Постановление оставлено без изменения
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от истца: В.В. Ковбаса, юрисконсульт по доверенности от 01.02.2009 б/н, от ответчика: О.Ф. Лавренчук, представитель по доверенности от 15.10.2009 N 854, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" на решение от 27.07.2009 по делу N А73-6309/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 45600 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) о взыскании 45600 руб. штрафа на основании статей 63, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за использование путей необщего пользования для размещения вагонов без согласия владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Решением арбитражного суда от 27.07.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "НМТП" просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (ст.ст. 63, 99, 100 УЖТ РФ). По мнению заявителя жалобы, вывод суда о нахождении вагонов на путях ОАО "НМТП" с согласия владельца пути необщего пользования и об отсутствии самовольного использования не принадлежащих перевозчику путей противоречит имеющимся в деле доказательствам и закону (ст. 63 УЖТ РФ). Указывает, что факт самовольного использования путей подтверждается нахождением вагонов сверхустановленного времени.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "НМТП" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ОАО "РЖД" как в отзыве, так и через своего представителя, возражая против доводов жалобы и считая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просило оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного считает необходимым отменить решение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на железнодорожных путях необщего пользования ОАО "НМТП" ст. Находка, Мыс Астафьева с 14.05.2008 находились вагоны: NN 53465597, 53468435, 53481651, 56140825 сверхустановленного времени их уборки согласно договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 265а от 09.03.2006, такое время составило 57 часов. В связи с чем владелец пути необщего пользования - ОАО "НМТП" на основании статей 63, 99, 100 УЖТ РФ начислил штраф за использование пути без его согласия в сумме 45600 руб.; перевозчику предъявлена соответствующая претензия, отклонение которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований со ссылкой на статью 65 АПК РФ, исходил из отсутствия доказательств использования перевозчиком пути необщего пользования без согласия владельца пути, а также отсутствия факта самовольного использования перевозчиком пути необщего пользования.
Между тем судом не принято во внимание следующее.
Так, иск обоснован использованием перевозчиком подъездного пути без согласия его владельца - ОАО "НМТП", в нарушение статьи 63 УЖТ РФ.
Установлено, что спорные вагоны за NN 53465597, 53468435, 53481651, 56140825 в период с 14.05.2008 по 17.05.2008 находились на принадлежащем истцу железнодорожном пути необщего пользования, поскольку не были приняты дорогой после передачи ей уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке вагонов с мест выгрузки согласно пунктам 9, 10 договора на эксплуатацию пути необщего пользования, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 901083, памятками приемосдатчика NN 811729, 811730, уведомлениями о завершении грузовой операции. Согласно названным документам уведомление получено ответчиком в 19 часов 00 минут 14.05.2008, уборка вагонов осуществлена в 8 часов 00 минут 17.05.2008, то есть время задержки уборки вагонов с путей необщего пользования, учитывая пункт 10 указанного договора, составило 57 часов. Факт такой задержки сторонами не оспаривается.
Далее, исходя из условий договора на эксплуатацию пути необщего пользования, установлено, что в договоре отсутствуют условия о возможности нахождения вагонов на путях их владельца после окончания согласованного срока на уборку вагонов с мест выгрузки, иного в деле не представлено.
В этой связи вывод суда об отсутствии доказательств использования перевозчиком пути необщего пользования без согласия владельца пути и факта такого использования не соответствует установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам.
Таким образом, поскольку основания для возложения предусмотренной статьей 63 УЖТ РФ ответственности на перевозчика установлены, а именно: доказанность превышения сроков уборки вагонов с принадлежащих путей истцу, то есть факта использования железнодорожного пути необщего пользования без согласия его владельца, кассационная инстанция полагает требования истца о взыскании штрафа в сумме 45600 руб. обоснованными.
При этом размер штрафа, рассчитанный согласно статьям 99, 100 УЖТ РФ, соответствует указанным нормам.
С учетом изложенного кассационная жалоба подлежит удовлетворению, решение от 27.07.2009 отмене.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
Решение от 27.07.2009 по делу N А73-6309/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Находкинский морской торговый порт" штраф в сумме 45600 руб., государственную пошлину по иску в сумме 1824 руб., по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установлено, что спорные вагоны за NN 53465597, 53468435, 53481651, 56140825 в период с 14.05.2008 по 17.05.2008 находились на принадлежащем истцу железнодорожном пути необщего пользования, поскольку не были приняты дорогой после передачи ей уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке вагонов с мест выгрузки согласно пунктам 9, 10 договора на эксплуатацию пути необщего пользования, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 901083, памятками приемосдатчика NN 811729, 811730, уведомлениями о завершении грузовой операции. Согласно названным документам уведомление получено ответчиком в 19 часов 00 минут 14.05.2008, уборка вагонов осуществлена в 8 часов 00 минут 17.05.2008, то есть время задержки уборки вагонов с путей необщего пользования, учитывая пункт 10 указанного договора, составило 57 часов. Факт такой задержки сторонами не оспаривается.
Далее, исходя из условий договора на эксплуатацию пути необщего пользования, установлено, что в договоре отсутствуют условия о возможности нахождения вагонов на путях их владельца после окончания согласованного срока на уборку вагонов с мест выгрузки, иного в деле не представлено.
В этой связи вывод суда об отсутствии доказательств использования перевозчиком пути необщего пользования без согласия владельца пути и факта такого использования не соответствует установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам.
Таким образом, поскольку основания для возложения предусмотренной статьей 63 УЖТ РФ ответственности на перевозчика установлены, а именно: доказанность превышения сроков уборки вагонов с принадлежащих путей истцу, то есть факта использования железнодорожного пути необщего пользования без согласия его владельца, кассационная инстанция полагает требования истца о взыскании штрафа в сумме 45600 руб. обоснованными.
При этом размер штрафа, рассчитанный согласно статьям 99, 100 УЖТ РФ, соответствует указанным нормам."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2009 г. N Ф03-5942/2009
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 3119/10 настоящее Постановление признано утратившим силу
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 3119/10 настоящее Постановление оставлено без изменения
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании