Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 ноября 2009 г. N Ф03-6171/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: прокурора Хабаровского края - Моргунова Н.Н., старший прокурор отдела, удостоверение ТО N 076781 от 14.05.2009; от ответчиков: Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска - Белогубцева М.А., заместитель директора, доверенность от 15.01.2009 N 131/02-08, Башкатова Е.А., начальник консультационно-правового отдела, доверенность от 15.07.2005 N 130/02-08; ООО "Амгуема" - Татаурова О.А., представитель, доверенность от 23.01.2009 N 11, Лозовик Д.В., представитель по доверенности от 21.01.2009 N 3; от третьих лиц: ООО "ДВ агентство оценки имущества" - Подъява К.П., генеральный директор, приказ от 21.07.2005 N 1/к, ОАО "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска" - Грось ДА., представитель, доверенность от 21.07.2009 б/н; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора на решение от 26.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А73-14529/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску прокурора Хабаровского края к Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, обществу с ограниченной ответственностью "Амгуема", третьи лица: открытое акционерное общества "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска", общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточное агентство оценки имущества", о признании недостоверной начальной величины стоимости акций, признании недействительными торгов и договора купли-продажи акций, применении последствий недействительности сделки.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 г.
Прокурор Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, обществу с ограниченной ответственностью "Амгуема" о признании недостоверной начальной величины стоимости 75% акций открытого акционерного общества "Управление инвестиционных программ города Хабаровска", определенной на основании отчета от 31.07.2007 N 124/5, о признании недействительными торгов по продаже этих акций и договора купли-продажи от 29.12.2007, а также о применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции.
В качестве основания иска прокурор Хабаровского края сослался на нарушение при проведении торгов требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Считает, что экспертом неправильно определена рыночная стоимость объекта; отчет составлен с нарушением требований указанного Закона, начальная стоимость акций значительно занижена.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска"* общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточное агентство оценки имущества".
Решением от 26.06.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу решением и постановлением, прокурор Хабаровского края обратился в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в заявленном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права. Представитель прокурора в судебном заседании кассационной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Департамент муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска и ООО "Амгуема" в отзывах на кассационную жалобу и посредством своих представителей в судебном заседании выразили согласие с принятыми по делу судебными актами, полагая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Хабаровской городской Думы от 24.10.2006 N 343 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 22.05.2007 N 434) утверждена программа приватизации на 2007 год, в соответствии с которой предусмотрена продажа пакета акций ОАО "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска" в количестве 88787 штук, что составляет 75% уставного капитала общества.
Функции продавца объектов муниципальной собственности возложены на Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска на основании статьи 37 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решений Хабаровской городской Думы от 24.01.2006 N 194 и от 22.03.2005 N 51.
На основании отчета ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества" от 31.07.2007 N 124/5-и распоряжением Департамента от 01.11.2007 N 710 утверждены условия приватизации пакета акций ОАО "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска" и установлена начальная цена пакета акций в размере 158385000 руб. определенная на основании данных бухгалтерского баланса за первое полугодие 2007 года.
23.11.2007 в газете "Хабаровские вести" опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона по продаже 75 % пакета акций ОАО "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска", который состоялся 27.12.2007 и его победителем признано ООО "Амгуема", предложившее наиболее высокую цену - 167887000 руб.
По итогам аукциона между Департаментом и ООО "Амгуема" заключен договор купли-продажи от 29.12.2007.
Прокурор Хабаровского края, полагая определенную Департаментом начальную величину стоимости акций существенно заниженной, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора суд, исследовав все имеющие существенное значение обстоятельства, дал им соответствующую оценку и правильно применил нормы права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости оценки объектов в целях их приватизации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной, и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
Согласно пункту 2 указанного информационного письма в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки (в том числе спора о признании сделки недействительной) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Назначенная по ходатайству истца судом первой инстанции комиссионная экспертиза для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика подтвердила рыночную стоимость акций.
Исходя из изложенного, суд правомерно счел указанные прокурором недостатки в оценке имущества независимым оценщиком не влекущими признание оспариваемых торгов недействительными.
В процессе рассмотрения спора судом установлено отсутствие нарушений порядка приватизации муниципального имущества в части определения начальной цены акций, а также соблюдение правил проведения аукциона.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены вынесенных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А73-14529/2008
Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной, и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
Согласно пункту 2 указанного информационного письма в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки (в том числе спора о признании сделки недействительной) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 ноября 2009 г. N Ф03-6171/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании