Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 декабря 2009 г. N Ф03-6774/2009
по делу N А51-389/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Приморскому краю на решение от 13.05.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А51-389/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению администрации Партизанского городского округа Приморского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления от 27 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Приморского края решением от 13.05.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009, удовлетворил требования администрации Партизанского городского округа Приморского края (далее - администрация), признав недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 10.11.2008 N 4.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в действиях администрации отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как предусмотренная данной нормой ответственность наступает за сам факт неправомерного несообщения (несвоевременного сообщения) сведений, тогда как в рассматриваемом случае администрация привлечена к ответственности за сообщение сведений не в полном объеме.
Судом также сделан вывод о том, что акт проверки и оспариваемое решение составлены с нарушением требований статей 88, 101 НК РФ.
Налоговый орган обжаловал указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Администрация отзыв на жалобу не представила, в заседании суда кассационной инстанции представители сторон не участвовали.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального права сводятся к тому, что в нарушение пункта 12 статьи 396 НК РФ и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках расположенных в пределах муниципального образования" и рекомендаций по ее заполнению" администрация представила сведения о земельных участках не в полном объеме, а лишь в отношении земельных участков, по которым произошли изменения в 2007 году. С учетом данного обстоятельства налоговый орган считает правомерным привлечение администрации к ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение сведений о земельных участках.
В то же время, налоговый орган считает ошибочным вывод судов о том, что акт проверки и оспариваемое решение составлены с нарушением требований статей 88, 101 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере 1000 руб. за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), поэтому в силу подпункта 1.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", представляют сведения о земельных участках на основании актов о выделении (предоставлении) земельных участков.
Из содержания данной нормы следует, что ответственность наступает за сам факт неправомерного несообщения (несвоевременного сообщения) сведений.
Судами установлено, что в соответствии с Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 N 47н сопроводительным письмом от 25.01.2008 N 1.2-12/161 администрация представила в налоговый орган сведения о 160 земельных участках, по которым произошли изменения в течение 2007 года. В отчете отсутствовал лист "Д" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась". Данное обстоятельство не отрицается налоговым органом.
Поскольку ответственность наступает за несообщение или несвоевременное сообщение сведений, а в данном случае имеет место своевременное сообщение сведений о земельных участках, но не в полном объеме, то судами сделал правильный вывод о том, что в действиях администрации отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НКРФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом может являться несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом.
В частности, основанием для отмены решения налогового органа является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Согласно пункту 1-7 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
Согласно пункту 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Приказом ФНС от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с данной формой текстовая часть решения должна содержать доводы и возражения лица (представителя лица) привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение.
Судами установлено, что 24.10.2008 администрация направила в налоговый орган возражения по акту от 10.10.2008 N 2, результаты рассмотрения которых занесены в протокол рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 29.10.2008 N 2. Между тем, ссылка на возражения администрации имеется лишь во вводной части оспариваемого решения, результаты рассмотрения возражений (результаты проверки доводов) в решении не отражены.
Кроме того, суды установили, что в решении налогового органа отсутствуют сведения о документах, подтверждающих факт совершения налогового правонарушения, а также налоговый орган не представил суду материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, на которые имеется ссылка во вводной части оспариваемого решения.
С учетом изложенных выше обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, что явилось основанием для признания решения инспекции недействительным.
Поскольку доводы, приведенные инспекцией в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления Пятого арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.05.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А51-389/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа.
По мнению налогового органа, администрация городского округа подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за то, что в нарушение п. 12 ст. 396 НК РФ и приказа Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках расположенных в пределах муниципального образования" и рекомендаций по ее заполнению" представила сведения о земельных участках не в полном объеме, а лишь в отношении земельных участков, по которым произошли изменения в 2007 году.
По мнению суда, позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства.
Суд установил, что администрация в соответствии с указанным приказом Минфина России представила в налоговый орган сведения о 160 земельных участках, по которым произошли изменения в течение 2007 года. В отчете отсутствовал лист "Д" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась".
Поскольку налоговая ответственность наступает за несообщение или несвоевременное сообщение сведений, а в данном случае имеет место своевременное сообщение сведений о земельных участках, но не в полном объеме, то суд пришел к выводу о том, что в действиях администрации отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2009 г. N Ф03-6774/2009 по делу N А51-389/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании