Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 декабря 2009 г. N Ф03-6827/2009
по делу N А04-4116/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации на решение от 14.08.2009 по делу N А04-4116/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" к муниципальному образовательному учреждению Бурейская средняя образовательная школа N 4, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовый отдел администрации Бурейского района Амурской области, о взыскании 175471,29 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" Бурейского района Амурской области (далее - МУП "Жилсервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Муниципальному образовательному учреждению Бурейская средняя образовательная школа N 4 (далее - МОУ Бурейская СОШ N 4), Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 175471,29 руб. расходов, возникших в связи с предоставлением в 2007 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии педагогическим работникам.
Определением суда от 03.07.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Финансовый отдел администрации Бурейского района Амурской области.
Решением суда от 14.08.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации. Судебный акт мотивирован недостаточностью выделенных из федерального бюджета средств на возмещение расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
На решение суда первой инстанции Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области подана кассационная жалоба, в которой податель жалобы просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в иске к Министерству финансов Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, взыскание спорной суммы за счет средств казны Российской Федерации противоречит подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2007 N 129-0-П и Закону Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку исходя из названных нормативных актов решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Кассационная жалобы принята Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа 09.11.2009, дело назначено к судебному разбирательству на 30.11.2009.
Министерством финансов Российской Федерации 26.11.2009 подана вторая кассационная жалоба, в которой податель жалобы просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 4910/09. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, дело рассмотренное Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и настоящее дело, аналогичны. Жалоба назначена к рассмотрению на 16.12.2009, в связи с чем рассмотрение дела определением от 30.11.2009 отложено на 16.12.2009.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприятие в 2007 году предоставило льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии педагогическим работникам на сумму 175471,29 руб. Данный факт подтвержден материалами дела.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации N 3266-1) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оплаты жилья" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", принятым во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1, Федерального закона N 52-ФЗ, установлены размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан. Обеспечение мер социальной поддержки согласно названному закону осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию льгот предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопроса о финансировании расходов в связи предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию льгот за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из Федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что доказательств, подтверждающих надлежащее исполнении Российской Федерацией обязательств по финансированию из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам не предоставлено, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 4910/09 неосновательна.
Из данного постановления следует, что статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" предусмотрено предоставление органами местного самоуправления льгот участковым уполномоченным милиции в виде бесплатного обеспечения жильем с отоплением и освещением, которые подлежат финансированию из средств местного бюджета. По рассматриваемому делу абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 предусмотрены льготы педагогическим работникам по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.08.2009 по делу N А04-4116/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
...
Из данного постановления следует, что статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" предусмотрено предоставление органами местного самоуправления льгот участковым уполномоченным милиции в виде бесплатного обеспечения жильем с отоплением и освещением, которые подлежат финансированию из средств местного бюджета. По рассматриваемому делу абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 предусмотрены льготы педагогическим работникам по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 декабря 2009 г. N Ф03-6827/2009 по делу N А04-4116/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании