Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7600/2009
по делу N А51-7517/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: муниципального учреждения здравоохранения "Городской клинический родильный дом города Владивостока" - Бартемьева Л.К., представитель по доверенности N 390 от 15.07.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городской клинический родильный дом города Владивостока" на решение от 05.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу N А51-7517/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Городской клинический родильный дом города Владивостока" к управлению Росздравнадзора по Приморскому краю об оспаривании акта проверки и предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городской клинический родильный дом города Владивостока" (далее - учреждение, роддом) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным акта проверки от 15.04.2009, предписания от 15.04.2009, вынесенных территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Приморскому краю (далее - управление Росздравнадзора).
Решением суда от 05.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009, в удовлетворении требований по признанию недействительным предписания отказано, в части признания недействительным акта проверки производство по делу прекращено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что учреждением допущены нарушения, выразившиеся в отсутствии отдельных помещений для проведения забора крови у новорожденных детей на наличие наследственных заболеваний, а также неправомерных выплатах санитаркам дополнительной оплаты за счет средств родовых сертификатов.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, роддом обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и удовлетворить их.
В судебном заседании представитель учреждения уточнил доводы жалобы, судебные акты оспариваются лишь в части признания недействительным предписания управления Росздравнадзора в части: приведения в соответствие с нормами материального права Положения об оплате труда медицинского персонала за оказание услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде.
В части указания на выделение отдельной комнаты для забора крови у новорожденных детей предписание исполнено, данная комната оборудована, в связи с чем судебные акты в данной части не оспариваются.
Управление Росздравнадзора в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы учреждения, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в судебном разбирательстве по делу участия не принимало.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 24.12.2009.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав мнение представителя роддома, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба, с учетом уточнений, подлежит удовлетворению, а принятые по делу судебные акты - изменению.
Как следует из материалов дела, управлением Росздравнадзора проведена внеплановая проверка роддома по вопросам соблюдения действующего законодательства при реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
Результаты проверки отражены в акте б/н от 15.04.2009, на основании которого выдано предписание от 15.04.2009 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с данными актом и предписанием, общество оспорило их в судебном порядке.
Из материалов проверки следует, что выявлено два нарушения в деятельности роддома:
- в родильном отделении отсутствует отдельная комната для забора крови у новорожденных и для хранения образцов крови;
- предусмотрены Положением о распределении средств, полученных от родовых сертификатов, по учреждению на 2009 год выплаты санитаркам родильного зала.
В настоящее время в споре находится только второй эпизод, так как по первому эпизоду роддом согласился с выданным предписанием, специальная отдельная комната для забора крови у новорожденных создана.
Что касается выплат санитаркам родильного зала за счет средств родовых сертификатов, то в данной части принятые судебные акты подлежат изменению.
В рамках реализации национального проекта "Здоровье" программа "Родовой сертификат" стала осуществляться с 01.01.2006.
Пунктом 9 Правил финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 869, предусмотрено расходование средств, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования на оплату вышеуказанных услуг, учреждениями здравоохранения, в которых оказана амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь женщинам в период беременности и родов и послеродовой период (в том числе и на оплату труда медицинского персонала). Порядок и условия расходования этих денежных средств утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Как установлено пунктом 7 Порядка, средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с положением об оплате труда.
В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 987 средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых оказана стационарная помощь женщинам в период родов и послеродовой период, на оплату труда медицинского персонала.
Приказом Минздрава РФ от 05.02.2008 N 51н утвержден порядок расходования средств, в том числе направляемых на оплату труда. В силу пункта 6 эти средства распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, период родов и послеродовой период.
В соответствии со статьей 38 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - основы), на которую ссылается суд, первичная медико-санитарная помощь действительно оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, участковыми врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующими средним медицинским персоналом.
Однако, медицинская помощь женщинам в период беременности, во время родов и после родов является отдельным видом медицинской помощи, и не входит в понятие первичной медико-санитарной помощи (приказ Минздрава N 663 от 13.10.2005).
Статьей 64 Основ установлено, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившее высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Приведенная норма посвящена понятию "медицинская деятельность" В других упомянутых в настоящем постановлении Постановлениях Правительства Российской Федерации и Приказах Минздрава РФ применяется термин "медицинская помощь".
Именно осуществление медицинской деятельности возможно только специалистами, имеющими соответствующее образование, то есть врачом или медицинской сестрой.
Медицинская помощь же трактуется иначе: как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья населения, в котором принимает участие медицинский персонал.
Понятие и категории медицинского персонала отражены в Приказе Минздрава РФ от 06.08.2007 N 526, в соответствии с которым санитарка и сестра-хозяйка входят в перечень медицинского персонала и относятся к профессиональной квалификационной группе "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня".
Таким образом, в оказании медицинской помощи населению, в частности женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, участвует младший, средний и врачебный персонал.
Из материалов дела судом обеих инстанций установлено, что главным врачом роддома утверждено "Положение о распределении средств, полученных от родовых сертификатов по МУЗ "Городской клинический родильный дом города Владивостока" на 2009 год, разработаны и имеются должностные обязанности санитарок учреждения, которые включают в себя выполнение простых медицинских услуг, перечисленных в Отраслевом классификаторе "Простые медицинские услуги" (Приказ Минздрава РФ N 113 от 10.04.2001), и манипуляций сестринского ухода (Общероссийской классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта N 16.3 от 28.09.1993), а именно: медицинский уход, уход за кожей, волосами, ногтями, участие в транспортировке тяжелобольных пациенток внутри учреждения и др. Исходя из этого и санитарки и сестры-хозяйки являются лицами, оказывающими стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и после родов. Следовательно, в случае оказания непосредственно такой помощи имеют право на дополнительную оплату в рамках родового сертификата.
Положением, действующим на момент рассмотрения дела в суде, утвержденным главным врачом "О распределении и использовании денежных средств, полученных за родовые сертификаты", спорны едолжности медецинских работников отнесены к числу имеющих право на дополнительную оплату за счет средств, полученных за родовые сертификаты.
Данные обстоятельства согласуются с мнением Департамента здравоохранения Приморского края от 25.05.2009 N 17/2331, по мнению которого, младший медицинский персонал (санитарки) относится к медицинскому персоналу и имеет право на дополнительную оплату в рамках родового сертификата, что отражено в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2007 N 32117 МЗ-14; а также правовой позицией Минздравсоцразвития Российской Федерации, изложенной в Приказе от 05.02.2008 N 51н, в соответствии с которым установлен порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период; в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1993 N 05-16/30-16, в соответствии с которым установлены виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, а также список должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных, в числе которых указаны и санитарки.
Из содержания Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.04.2007 N 50, от 05.02.2008 N 51н, утвердивших порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, следует, что речь идет об оплате услуг по оказанию медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде.
Исходя из вышеизложенного, санитарки и сестры-хозяйки, которым производились доплаты заработной платы за счет средств, полученных по родовым сертификатам, относятся к лицам, являющимися младшим медицинским персоналом, оказывающим простую медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период.
Так как Положение об оплате труда медицинского персонала, утвержденное главным врачом роддома, принято в соответствии с действующими нормами материального права, то у управления Росздравнадзора отсутствовали основания для включения данного пункта в оспариваемое предписание.
В связи с тем, что обстоятельства дела установлены судом, но неверно применены нормы права, принятые по делу судебные акты в оспариваемой части подлежат изменению с принятием нового решения по делу.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
кассационную жалобу удовлетворить частично. Решение от 05.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу N А51-7517/2009 Арбитражного суда Приморского края изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично. Признать недействительным предписание от 15.04.2009 б/н, вынесенное управлением Росздравнадзора по Приморскому краю, в части предложения привести Положение об оплате труда медицинскому персоналу за оказание услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, период родов и послеродовом периоде в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2008 N 51н.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положением, действующим на момент рассмотрения дела в суде, утвержденным главным врачом "О распределении и использовании денежных средств, полученных за родовые сертификаты", спорны едолжности медецинских работников отнесены к числу имеющих право на дополнительную оплату за счет средств, полученных за родовые сертификаты.
Данные обстоятельства согласуются с мнением Департамента здравоохранения Приморского края от 25.05.2009 N 17/2331, по мнению которого, младший медицинский персонал (санитарки) относится к медицинскому персоналу и имеет право на дополнительную оплату в рамках родового сертификата, что отражено в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2007 N 32117 МЗ-14; а также правовой позицией Минздравсоцразвития Российской Федерации, изложенной в Приказе от 05.02.2008 N 51н, в соответствии с которым установлен порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период; в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1993 N 05-16/30-16, в соответствии с которым установлены виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, а также список должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных, в числе которых указаны и санитарки.
Из содержания Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.04.2007 N 50, от 05.02.2008 N 51н, утвердивших порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, следует, что речь идет об оплате услуг по оказанию медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде.
...
кассационную жалобу удовлетворить частично. Решение от 05.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу N А51-7517/2009 Арбитражного суда Приморского края изменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7600/2009 по делу N А51-7517/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании