Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2009 г. N Ф03-6673/2009
по делу N А51-6354/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от заявителя: В.В. Комогорцев, представитель, доверенность б/н от 04.10.2007, от ООО "Артемовский городской рынок": Р.П. Загуменная, представитель, доверенность б/н от 05.10.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Артемовский городской рынок", Департамента градостроительства Приморского края на решение от 30.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу N А51-6354/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эльвира" к Департаменту градостроительства Приморского края, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Артемовский городской рынок", о признании незаконным решения от 21.05.2008 N 6-2/1681.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Эльвира" (далее - ООО "Эльвира", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства Приморского края (далее - Департамент) N 6-2/1681 от 21.05.2008 об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)".
Определением суда от 23.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Артемовский городской рынок" (далее - ООО "Артемовский городской рынок").
Решением от 08.09.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2009 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении дела решением суда от 30.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что действующее законодательство допускает проведение государственной экспертизы части проектной документации, не связывая такую часть с этапом строительства, а Департамент, принимая решение об отмене положительного заключения отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)", вышел за пределы своих полномочий.
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Артемовский городской рынок" и Департамент обратились в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых просили отменить решение от 30.06.2009 и постановление от 21.09.2009, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалоб заявители приводят доводы о том, что судебными инстанциями не приняты во внимание доводы об отсутствии у Департамента полного пакета проектной документации необходимого для проведения экспертизы. Также, по мнению ООО "Артемовский городской рынок" и Департамента, судами сделан неправомерный вывод об отсутствии у последнего полномочий на принятие оспариваемого решения. Заявители жалоб указывают на то, что судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора не соблюдены положения статьи 198 АПК РФ, поскольку не установлен факт нарушения обжалуемым решением Департамента прав и законных интересов ООО "Эльвира".
В отзыве на кассационные жалобы ООО "Эльвира" выразило несогласие с изложенными в них доводами, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Артемовский городской рынок" и ООО "Эльвира" поддержали, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, дали пояснения.
Департамент, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб и возражений на них, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.12.2006 ООО "Эльвира" получено положительное заключение N 170/06 отдела государственной вневедомственной экспертизы проектов Департамента по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства". 24.12.2007 отдел государственной вневедомственной экспертизы проектов Департамента выдал заключение N 576/07 "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)". Письмом директора Департамента от 21.05.2008 N 6-2/1681 ООО "Эльвира" сообщено, что заключение государственной вневедомственной экспертизы N 576/07 от 24.12.2007 отменено. Основанием для отмены Департаментом ранее выданного положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 указаны: невозможность выдачи заключения на часть проектной документации, не являющуюся этапом строительства, а также несоответствие выданного заключения нормам действующего законодательства.
Отмена ранее выданного положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 послужила основанием для обращения ООО "Эльвира" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы права следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, необходимо наличие в совокупности как факта несоответствия закону оспариваемых актов и действий, так и факта нарушения в результате этого прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Положения "Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, допускается проведение повторной государственной экспертизы.
Пунктом 45 указанного Положения установлено, что экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
Принимая во внимание указанные правовые положения, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что отмена Департаментом ранее выданного положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 по мотиву невозможности выдачи заключения на часть проектной документации, не являющуюся этапом строительства, является неправомерным, поскольку действующее законодательство допускает проведение государственной экспертизы части проектной документации.
Делая вывод о том, что Департамент, принимая решение об отмене положительного заключения отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г, Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения нулевого цикла)", вышел за пределы предоставленных ему полномочий, арбитражные суды исходили из следующего.
Полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности перечислены в статье 7 Градостроительного кодекса РФ. Данный перечень полномочий является закрытым и не содержит полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации на проведение государственной экспертизы проектной документации.
При этом из положений пункта 3 части 3 статьи 6.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что полномочия по осуществлению контроля за делегированными полномочиями органа исполнительной власти субъекта федерации остаются в ведении федерального органа исполнительной власти.
Согласно пунктам 5, 5.3.19 Положения о Министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40, Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектной документации.
Таким образом, полномочиями по контролю за соблюдением органом государственной власти субъекта РФ градостроительного законодательства при проведении данным органом государственной экспертизы проектной документации наделен федеральный орган исполнительной власти, а полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации переданы исполнительному органу государственной власти субъекта федерации.
На основании изложенного, судебные инстанции пришли к выводу о том, что Департамент, принимая решение об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения пулевого цикла)", вышел за пределы своих полномочий.
Кроме того, судами принято во внимание, что пунктом 42 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, предусмотрено, что документы, связанные с организацией, проведением государственной экспертизы проектной документации и иные документы, касающиеся данной экспертизы, помещаются в дело государственной экспертизы. При этом подлинного документа, официально отменяющего заключение экспертизы и подлежащего включению в дело государственной экспертизы, Департаментом в материалы дела не представлено.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы заявителей кассационных жалоб были предметом рассмотрения арбитражных судов и получили надлежащую оценку, кроме того, они фактически сводятся к переоценке обстоятельств, установленных судебными инстанциями, что в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для их отмены и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу N А51-6354/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5, 5.3.19 Положения о Министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40, Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектной документации.
Таким образом, полномочиями по контролю за соблюдением органом государственной власти субъекта РФ градостроительного законодательства при проведении данным органом государственной экспертизы проектной документации наделен федеральный орган исполнительной власти, а полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации переданы исполнительному органу государственной власти субъекта федерации.
На основании изложенного, судебные инстанции пришли к выводу о том, что Департамент, принимая решение об отмене положительного заключения N 576/07 от 24.12.2007 отдела государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция и расширение торгового центра по ул. Кирова в г. Артеме. II очередь строительства. Корректировка. (Конструктивные решения пулевого цикла)", вышел за пределы своих полномочий.
Кроме того, судами принято во внимание, что пунктом 42 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, предусмотрено, что документы, связанные с организацией, проведением государственной экспертизы проектной документации и иные документы, касающиеся данной экспертизы, помещаются в дело государственной экспертизы. При этом подлинного документа, официально отменяющего заключение экспертизы и подлежащего включению в дело государственной экспертизы, Департаментом в материалы дела не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. N Ф03-6673/2009 по делу N А51-6354/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании