Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2009 г. N Ф03-7801/2009
по делу N А73-7337/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Кузнецова Н.В., юрисконсульт, доверенность от 18.06.2009 N 10; Кузнецова И.Л., зам. директора, доверенность от 18.06.2009 N. 09; от ответчиков: от администрации Хорского городского поселения - Лакеев В.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 15.01,2009 N 18; от администрации муниципального района имени Лазо - Миронова А.П., главный специалист, доверенность от 20.03.2009 N 1-13/731; от Министерства ЖКХ Хабаровского края - Комар Т.Б., главный специалист по правовым вопросам, доверенность от 06.08.2009 N1-07/5075; от Министерства финансов Хабаровского края - Маслакова А.Г., главный специалист юридической службы, доверенность от 15.01.2009 N 19-06/47, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу МУП "Хорская ТЭЦ" на решение от 02.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу N А73-73 37/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" к Хорскому городскому поселению муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному образованию района имени Лазо Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о взыскании 13468051 руб. 20 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2009 г.
Краевое государственное унитарное предприятие "Хорская ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Хорского городского поселения о взыскании убытков в размере 13468051 руб. 20 коп.
Иск обоснован тем, что, несмотря на несвоевременное создание администрацией Хорского городского поселения управляющей организации, для потребителей которой с 01.01.2008 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края установлены тарифы на тепловую энергию, истец в январе-феврале 2008 года оказывал услуги теплоснабжения населению п. Хор района имени Лазо. Понесенные предприятием при оказании услуг теплоснабжения в спорный период убытки подлежат возмещению за счет ответчика на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ.
Определением от 12.08.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Хорское городское поселение муниципального района имени Лазо в лице администрации, муниципальное образование района имени Лазо в лице администрации и Финансового управления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управление социально-экономического развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального района имени Лазо.
Определением от 11.09.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Хабаровский край в лице его органов - Министерства финансов Хабаровского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
До принятия судом решения истец в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, уменьшил размер исковых требований до 8787951 руб. 48 коп. и просил взыскать убытки с Финансового управления администрации района имени Лазо.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008, иск удовлетворен в заявленном размере за счет казны Хабаровского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2009 решение от 20.10,2008 и постановление от 26.12.2008 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.06.2009 произведена замена КГУП "Хорская ТЭЦ" на муниципальное унитарное предприятие "Хорская ТЭЦ" муниципального района имени Лазо (далее - МУП "Хорская ТЭЦ", предприятие) в связи с распоряжением Правительства Хабаровского края от 06.03.2009 N 100-пр "О безвозмездной передаче имущества краевого государственного унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальную собственность муниципального района имени Лазо Хабаровского края".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.07.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что истцом не доказаны наличие в действиях ответчиков состава гражданского правонарушения, при котором возможно возложение на них ответственности в виде взыскания убытков, а также не доказаны фактические затраты истца на оказание услуг теплоснабжения и их стоимость в спорный период. При этом суды указали, что расчеты истца основаны на не подлежащей применению в данном случае Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004 (утв. Госстроем РФ 12.08.2003), а предъявленная истцом к взысканию спорная сумма по существу является субвенцией, подлежащей выплате за счет бюджета Хабаровского края и предназначенной для потребителей ООО "Управляющая компания по управлению многоквартирными домами п. Хор".
В кассационной жалобе МУП "Хорская ТЭЦ" просит решение суда первой инстанции от 02.07.2009 и постановление апелляционного суда от 29.09.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований предприятия в полном объеме за счет администрации Хорского городского поселения.
В обоснование жалобы приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; о неисследованности судом доказательств, подтверждающих, по мнению истца, наличие v него убытков и их размер, о бездействии администрации Хорского поселения, которое выразилось в несвоевременном создании управляющей компании, и привело к возникновению у истца убытков; о правильности и обоснованности расчета суммы убытков, представленного истцом в материалы дела.
В озыве на кассационную жалобу Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края считает жалобу истца обоснованной, а принятые по делу судебные акты - подлежащими отмене.
Другие учавствующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители МУП "Хорская ТЭЦ" поддержали изложенные в жалобе доводы и настаивали на ее удовлетворении.
Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и муниципального образования района имени Лазо поддержали доводы заявителя кассационной жалобы, выразили несогласие с принятыми судебными актами и пояснили, что Хорское городское поселение должно возместить истцу спорную сумму, поскольку не исполнило обязанность по созданию до 01.01.2008 управляющей компании.
Представитель Хорского городского поселения возражал против удовлетворения кассационной жалобы и заявил, что противоправность поведения данного ответчика не доказана. У Хорского городского поселения в спорный период отсутствовала обязанность по созданию управляющей компании, а решение выездного совещания рабочей группы Правительства Хабаровского от 10.12.2007, обязавшего администрацию городского поселения создать управляющую организацию в форме общества с ограниченной ответственностью до 17.12.2007, противоречит статье 161 Жилищного кодекса РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель Министерства финансов Хабаровского края также считает, что Хорским городским поселением в лице его уполномоченных органов не допущено противоправных действий (бездействия), влекущих ответственность в виде убытков. Природа спорных убытков истцом не определена, размер убытков не доказан, поэтому правовых оснований для их взыскания не имеется, В связи с этим представителем Минфина Хабаровского края предложено отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить судебные акты в силе.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзывов на нее и пояснений представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения от 02.07.2009 и постановления от 29.09.2009 отсутствуют.
Судом первой инстанции и апелляционным судом установлено, что пунктом 1.1 протокола выездного совещания рабочей группы Правительства Хабаровского края по вопросу организации надлежащего обеспечения жилищно-коммунальными услугами населения и иных потребителей Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо от 10.12.2007 администрации Хорского городского поселения поручалось в срок до 17.12.2007 создать и зарегистрировать управляющую организацию в форме общества с ограниченной ответственностью и предоставить документацию в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для утверждения тарифов на коммунальные услуги для конечных потребителей поселка Хор.
Фактически указанная управляющая организация (ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства п.Хор") зарегистрирована в качестве юридического лица 13.02.2008 и приступила к выполнению своих функций с 01.03.2008.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.12.2007 N 55/4 (с учетом постановления от 26.03.2008 N 10/1) установлены и введены в действие с 01.01.2008 тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства п. Хор", а постановлением от 23.11.2007 N 49/1 установлен и введен в действие с 01.01.2008 тариф для КГУП "Хорская ТЭЦ" на производимую им тепловую энергию.
Судами также установлено, что в январе-феврале 2008 года КГУП "Хорская ТЭЦ" поставляло тепловую энергию на объекты жилищного фонда п. Хор.
Сбор средств с населения за потребленную тепловую энергию осуществляло МУП "Межрайонный расчетно-кассовый центр за жилищно-коммунальные услуги", которое начислило за оказанные в спорный период услуги теплоснабжения 17200768 руб. 22 коп.
По мнению истца, КГУП "Хорская ТЭЦ" в январе-феврале 2008 года поставило на объекты жилищного фонда п. Хор тепловую энергию на обитую сумму 30668819 руб. 42 коп. и недоначисленная ему выручка составила 13468051 руб. 20 коп.
С учетом частичного возмещения управляющей организацией стоимости поставленной населению тепловой энергии неполученная предприятием за январь-февраль 2008 года сумма по расчетам истца составила 8787951 руб. 48 коп.
Полагая, что в связи с несвоевременным созданием администрацией Хорского городского поселения управляющей организации и в результате отпуска предприятием тепловой энергии потребителям в спорный период ему причинены убытки на сумму 8787951 руб. 48 коп., предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, наступает на общих основаниях (статья 1064 ГК РФ) и при наличии указанных в ней условий, в том числе причинение вреда противоправными действиями указанных субъектов в сфере властно-административных отношений.
Лицо, требующее взыскания убытков, в том числе на основании статей 16, 1064 ГК РФ, должно доказать наличие состава правонарушения, необходимого для наступления ответственности за причинение убытков.
Исходя из изложенного, истец, требуя взыскания убытков, должен доказать наличие убытков и их размер, противоправность действий (бездействия) ответчиков в сфере властно-административных отношений, причинную связь между убытками и противоправностью поведения ответчиков.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из недоказанности истцом вышеперечисленных обстоятельств.
Согласно статье 2 Закона Хабаровского края "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" от 24.11.2004 N 222 (в редакции от 25.07.2007) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
В статье 1 названного Закона определено, что экономически обоснованный тариф - это тариф, учитывающий затраты организации на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, утвержденный в установленном порядке, а предельный максимальный тариф - это тариф на тепловую энергию, учитываемый при определении размера платы населения за оказываемую услугу, устанавливаемый губернатором Хабаровского края.
Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду (статья 4 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222).
Суды установили, что утвержденный постановлением губернатора Хабаровского края от 24.12.2007 N 174 предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения на 2008 год превысил экономически обоснованный тариф, утвержденный для КГУП "Хорская ТЭЦ" постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.11.2007 N 49/1.
Доказательств обратного истец суду не представил.
Исходя из этого, суды признали, что у истца отсутствуют основания для возмещения убытков.
Кроме того, исследовав представленные в дело доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды обеих инстанции пришли к выводу о необоснованности представленного истцом расчета суммы убытков.
Так, суды установили, что расчет истца основан на Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004, утвержденной Госстроем РФ 12.08.2003.
Между тем в силу пунктов 1.1, 1.2 указанной Методики она разработана для использования при прогнозировании и планировании потребности в топливе, электрической энергии и воде теплоснабжающими организациями жилищно-коммунального комплекса, органами управления жилищно-коммунальным хозяйством и не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей).
Следовательно, выводы судов о необоснованности расчетов истца, основанных на не подлежащей применению Методике, являются правильными.
Суды также установили, что истец не доказал размер фактических затрат, связанных с оказанием услуг по теплоснабжению в январе-феврале 2008 года. Количество тепловой энергии, отпущенной потребителям в указанный период времени истцом не определено и также не доказано.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что истец не доказал размер убытков, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как правильно указано в судебных актах, предъявленная истцом к взысканию сумма, исходя из ее расчета, по существу является субвенцией, права на которую истец не имеет, поскольку данная субвенция предназначена для потребителей управляющей организации.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов и той оценкой, которая дана ими имеющимся в деле доказательствам. Между тем по смыслу статьи 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, переоценка доказательств в кассационной инстанции не допускается. В связи с этим указанные доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, соответствующие обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу кассационной жалобы, в уплате которой предоставлялась отсрочка определением от 03.12.2009, возлагается на заявителя жалобы - МУП "Хорская ТЭЦ".
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу N А73-7337/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" муниципального района имени Лазо в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что утвержденный постановлением губернатора Хабаровского края от 24.12.2007 N 174 предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения на 2008 год превысил экономически обоснованный тариф, утвержденный для КГУП "Хорская ТЭЦ" постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.11.2007 N 49/1.
Доказательств обратного истец суду не представил.
Исходя из этого, суды признали, что у истца отсутствуют основания для возмещения убытков.
Кроме того, исследовав представленные в дело доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды обеих инстанции пришли к выводу о необоснованности представленного истцом расчета суммы убытков.
Так, суды установили, что расчет истца основан на Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004, утвержденной Госстроем РФ 12.08.2003.
Между тем в силу пунктов 1.1, 1.2 указанной Методики она разработана для использования при прогнозировании и планировании потребности в топливе, электрической энергии и воде теплоснабжающими организациями жилищно-коммунального комплекса, органами управления жилищно-коммунальным хозяйством и не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей).
Следовательно, выводы судов о необоснованности расчетов истца, основанных на не подлежащей применению Методике, являются правильными."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2009 г. N Ф03-7801/2009 по делу N А73-7337/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании