Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 декабря 2009 г. N Ф03-6601/2009
по делу N А59-917/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Феденко Е.П., представитель по доверенности от 19.12.2008 N. б/н, рассмотрел кассационную жалобу региональной энергетической комиссии Сахалинской области на решение от 05.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А 59-917/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, третье лицо: открытое акционерное общество "Сахалинэнерго", о признании незаконным отказа и возложении обязанности совершить действия.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (Сахалинская железная дорога - филиал; далее - ОАО "РЖД"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, с учетом уточнения, в котором просит признать незаконным отказ Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области; комиссия) в принятии уведомления от 05.12.2008 N 971 о прекращении Сахалинской железной дорогой энергосбытовой деятельности, оформленный письмом от 16.12.2008 N 1442, и обязать указанный орган известить о предстоящем переходе покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику и совершить действия, связанные с указанным переходом.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" (далее ОАО - "Сахалинэнерго").
Решением с^да от 05.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал отказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области в принятии названного выше уведомления незаконным, обязал комиссию принять данное уведомление о прекращении Сахалинской железной дорогой энергосбытовой деятельности. В остальном заявителю отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения требований общества, комиссией подана кассационная жалоба, в которой она просит отменить данные судебные акты в обжалуемой части и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. Как указывает заявитель жалобы, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, поскольку уведомление общества о прекращении энеросбытовой деятельности было принято и направлен ответ. Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области считает, что судом неправильно применены нормы материального права и сделан ошибочный вывод о наличии соответствующих полномочий для принятия решения о прекращении деятельности у руководителя Сахалинской железной дороги - филиала общества.
Комиссия извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, рассмотрение которой откладывалось на 18.12.2009, в судебное заседание кассационной инстанции ее представители не явились.
Общество в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены судебных актов в обжалуемой части возражают, считают их законными и обоснованными.
ОАО "Сахалинэнерго" извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но его представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, президентом ОАО "РЖД" в целях соблюдения требований Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" издано распоряжение от 24.09.2004 N. 3327р "О мероприятиях, связанных с прекращением энергосбытовой деятельности ОАО "РЖД".
26.11.2008 начальником Сахалинской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") Тишкиным СВ. подписано распоряжение N 160р "О мероприятиях, связанных с прекращением энергосбытовой деятельности Сахалинской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД", согласно которому филиалом прекращается энергосбытовая деятельность с 01.03.2009, о чем письмом от 05,12.2008 N 971 была уведомлена региональная энергетическая комиссия Сахалинской области.
Из материалов дела также видно, что на основании запроса комиссии Сахалинской железной дорогой представлены дополнительные документы о полномочиях ее руководителя. Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области письмом от 16.12.2008 N 1442 проинформировала филиал о том, что мер для осуществления перехода потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику, предусмотренных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), приниматься не будет. Причем причиной такого отказа, как указала комиссия, явилось отсутствие соответствующего решения юридического лица - ОАО "РЖД" и полномочий для принятия решения о прекращении энергосбытовой деятельности у руководителя филиала.
Заявитель оспорил указанные действия комиссии в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования общества в части признания незаконным отказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области в принятии уведомления от 05.12.2008 N 971 по основаниям, изложенным комиссией, исходил из того, что решение ОАО "РЖД"о прекращении энергосбытовой деятельности (распоряжение N 3327 от 24.09.2004) имеется в материалах дела и комиссии направлялось, а решение о прекращении такой деятельности филиалом принято должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы подтвердил, данные выводы следуют из материалов дела и заявителем жалобы не опровергнуты, а сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств в деле.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы комиссии, правомерно указал на то, что получение уполномоченным органом уведомления организации о прекращении энергосбытовой деятельности влечет наступление для данного органа обязанности по совершению действий, предусмотренных положениями пунктов 94, 95 Правил, направленных на переход абонентов этой организации к гарантирующему поставщику в зоне деятельности указанной организации, с учетом положений пункта 93 указанных Правил.
Поскольку такие действия, как установили суды, комиссией не осуществлялись, ссылки последней на регистрацию названного выше уведомления с присвоением номера входящей корреспонденции правомерно не приняты судом апелляционной инстанции. С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы, в данном случае, выводы судов о незаконности оспариваемых действий, выразившихся в отказе принять уведомление о прекращении энергосбытовой деятельности, не опровергают.
С учетом установленных по делу обстоятельств и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05,06,2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А59-917/2009 Арбитражного суда Сахалинской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела также видно, что на основании запроса комиссии Сахалинской железной дорогой представлены дополнительные документы о полномочиях ее руководителя. Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области письмом от 16.12.2008 N 1442 проинформировала филиал о том, что мер для осуществления перехода потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику, предусмотренных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), приниматься не будет. Причем причиной такого отказа, как указала комиссия, явилось отсутствие соответствующего решения юридического лица - ОАО "РЖД" и полномочий для принятия решения о прекращении энергосбытовой деятельности у руководителя филиала.
...
Суд апелляционной инстанции указанные выводы подтвердил, данные выводы следуют из материалов дела и заявителем жалобы не опровергнуты, а сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств в деле.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы комиссии, правомерно указал на то, что получение уполномоченным органом уведомления организации о прекращении энергосбытовой деятельности влечет наступление для данного органа обязанности по совершению действий, предусмотренных положениями пунктов 94, 95 Правил, направленных на переход абонентов этой организации к гарантирующему поставщику в зоне деятельности указанной организации, с учетом положений пункта 93 указанных Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 г. N Ф03-6601/2009 по делу N А59-917/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании