Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 января 2010 г. N Ф03-8405/2009
по делу N А51-12949/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень Приморского края на решение от 16.09.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А51-12949/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень Приморского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 05.06.2009 N 7921.
Резолютивная часть постановления от 21 января 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 22 января 2010 г.
Администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень Приморского края (далее - Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень, администрация) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Приморского края о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Приморскому краю, налоговый орган) от 05.06.2009 N 7921 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и приостановлении действия оспариваемого решения.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009, отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы тем, что плательщиком транспортного налога является лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, независимо от того, кто является собственником.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень, полагающей, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований администрации.
По мнению администрации, публично-правовые образовании и органы публичной власти не отнесены законодательством к числу плательщиков транспортного налога.
Кроме того администрация считает, что плательщиком транспортного налога является собственник транспортных средств.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Приморскому краю в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Налоговый орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Межрайонной ИФНС N 1 по Приморскому краю проведена камеральная налоговая проверка декларации по транспортному налогу за 12 месяцев 2008 года, представленной Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень.
В ходе проведенной проверки налоговым органом установлено, что администрация в нарушение пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не исчислила транспортный налог по двум автотранспортным средствам: Трактору Б10М.ОП 1-ЕН (государственный регистрационный знак 3571ВМ) и Трактору Б-10М.0111-ЕН (государственный регистрационный знак 3571ВМ).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 17.04.2009 N 5972 и вынесено решение от 05.06.2009 N 7921 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 320 руб. Также администрации предложено уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 3600 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела паспорта самоходной машины и других видов техники BE N 286699 и BE N 286700, и установив, что спорные транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения транспортным налогом, зарегистрированы на администрацию, и данный факт не оспаривается последней, пришли к обоснованному выводу о правомерности доначисления администрации транспортного налога и привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской
Довод жалобы о том, что собственником спорных транспортных средств является муниципальное образование городского округа ЗАТО Большой Камень, поэтому транспортные средства зарегистрированы на администрацию в нарушение требований пункта 2.1 Правил Государственной регистрации тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен, как не влияющий на подтвержденный материалами дела факт регистрации спорных тракторов за администрацией. Кроме того в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. В связи с чем допущенное, по утверждению администрации нарушение указанных Правил, не отменяет налоговые последствия фактически осуществленных действий.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что транспортные средства подлежали регистрации на муниципальное образование городского округа ЗАТО Большой Камень, являющегося их собственником, неосновательны, поскольку согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранные организации. Исходя из положений статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования. Статьями 19, 28 Устава городского округа ЗАТО Большой Камень определено, что администрация городского образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, оолаДает правами юридического лица.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А51-12949/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения,кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
По мнению администрации городского округа, публично-правовые образовании и органы публичной власти не являются плательщиками транспортного налога. Поэтому она не обязана уплачивать транспортный налог в отношении зарегистрированных за ней транспортных средств.
Суд не согласился с позицией администрации.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Установлено, что спорные транспортные средства, являющиеся объектом обложения транспортным налогом, зарегистрированы на администрацию городского округа, и ею данный факт не оспаривается. Следовательно, администрация является в отношении них плательщиком транспортного налога.
Суд отклонил довод администрации о том, что собственником спорных транспортных средств является муниципальное образование, и транспортные средства зарегистрированы на администрацию в нарушение требований п.2.1 Правил Государственной регистрации_(утв. Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995). При этом указал, что допущенное нарушение указанных Правил не отменяет налоговых последствия фактически осуществленных действий.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 января 2010 г. N Ф03-8405/2009 по делу N А51-12949/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании