Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 февраля 2010 г. N Ф03-211/2010
по делу N A51-9373/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кожевниковой Юлии Григорьевны на решение от 07.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу N А51-9373/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Кожевниковой Юлии Григорьевны к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным решения.
Резолютивная часть постановления от 04 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Кожевникова Юлия Григорьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края; далее - департамент) об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в районе дома N 32 по ул. Сипягина в г. Владивостоке, в аренду.
Решением суда от 07.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании судебного акта приведены мотивы о том, что поскольку испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования, департамент, с учетом красных линий его местоположения, обоснованно отказал в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Постановлением от 08.12.2009 суд апелляционной инстанции поддержал выводы, изложенные в решении суда.
На данные судебные акты предпринимателем подана кассационная жалоба, в которой указано на неправильное установление обеими судебными инстанциями обстоятельств дела, что повлекло неправильное применение норм материального права, в связи с чем ошибочны выводы судов о том, что земельные участки, входящие в границы территории общего пользования, не подлежат передаче в аренду. По этим основаниям в жалобе предложено отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, предприниматель оспорила в судебном порядке отказ департамента, изложенный в письме от 27.05.2009 N 29/06-20-5119, на обращение предпринимателя 07.04.2009 с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка площадью 900 кв. м, расположенного в районе дома N 32 по ул. Сипягина в г. Владивостоке, для размещения и эксплуатации автомобильной стоянки (автопарковки).
В обоснование отказа департамент указал на то, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования и не может быть предоставлен под размещение автопарковки.
Арбитражный суд обеих инстанций, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным упомянутого письма, правомерно исходил из следующего.
Пункты 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее -линейные объекты), а понятие территорий общего пользования определено как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 3К РФ).
Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования - асфальтированного подъезда к капитальным гаражам, по нему проходят красные линии проектируемых трубопроводов, большая часть земельного участка находится на территории, предназначенной для размещения магистральной улицы районного значения.
Выводы судов основаны на градостроительной документации, представленной в материалы дела.
Установленные и исследованные судами обеих инстанций обстоятельства об отнесении испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования по существу в кассационной инстанции не опровергаются и не оспариваются.
Свою заинтересованность в исходе спора предприниматель обосновывает тем, что нормами земельного законодательства не предусмотрены ограничения по передаче в аренду земельных участков, входящих в состав территории общего пользования.
Между тем такие утверждения лишены правового обоснования, а заявитель жалобы не учитывает следующее.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ. Данной нормой закона предписана обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Поэтому, учитывая, что поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, поэтому собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе, отчуждать его и передавать право владения. Отсюда департамент как орган государственной власти на законных основаниях отказал в передаче в аренду предпринимателю земельного участка для размещения автостоянки, так как испрашиваемый земельный участок входит в границы территории общего пользования
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не содержат правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение арбитражным судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, основания для отмены решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
заменить департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Решение от 07.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу N А51-9373/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 февраля 2010 г. N Ф03-211/2010 по делу N A51-9373/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании