Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мироновой Н.В, судей Калугина Д.М, Буруновой С.В.
при секретаре Виноградовой Л.Д, с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С Коллекшн" о признании недействующим пункта 469 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Сафиуллина Т.М, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 29 ноября 2021 года.
В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4120-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2021 года за N 8794 и опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2021 года.
В указанный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 469 Перечня).
Общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" (далее также ООО "С КОЛЛЕКШН", Общество, административный истец), являющееся собственником указанного здания, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 469 Перечня на 2022 год, указав, что включение здания с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Указанное нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" удовлетворено; признан недействующим со дня принятия пункт 469 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р; постановлено, что настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее также Министерство) просит решение Верховного суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указано, что судом первой инстанции не учтен Акт обследования фактического использования здания, согласно которому торговая площадь помещений, предназначенных для размещения в них торговых объектов и объектов бытового обслуживания, превышает 20% от общей площади здания.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Сафиуллин Т.М. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлена возможность устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества; такая особенность установлена статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" в отношении торговых центров (комплексов); региональный законодатель не предусмотрел возможность включения в Перечень других видов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (например, административно-деловых центров, нежилых помещений, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) и не наделил соответствующими полномочиями орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан).
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи.
Статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, частью 2 данной статьи определено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Из приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определилвиды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предоставив субъекту Российской Федерации право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.
На территории Республики Татарстан такая особенность (по площади и численности населения) установлена только в отношении торговых центров (комплексов), следовательно, в отношении иных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.
Вместе с тем указанное ошибочное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права на правильность выводов суда по существу дела не повлияла.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896).
22 ноября 2021 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан принято распоряжение N 3555-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Из анализа положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 "Об утверждении Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", следует, что оспариваемый нормативный правовой акт, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "С КОЛЛЕКШН" является собственником здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Указанный объект недвижимости включен в Перечень на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции установлено, что нежилое здание кадастровым номером N расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N, N категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение административного здания, административно-офисный центр (код 4.0).
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером N - ДД.ММ.ГГГГ
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).
Такой вид разрешенного использования земельного участка как "размещение административного здания, административно-офисный центр (код 4.0)" не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем только офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вышеуказанный земельный участок (код 4.0 - предпринимательство) также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение исключительно офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечень на 2022 год включено быть не могло.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты". имеет назначение - "нежилое", наименование - "административно-офисный центр".
Административным истцом представлен технический паспорт, составленный по состоянию на 20 марта 2017 года обществом с ограниченной ответственностью "Межрегиональный кадастровый центр", согласно которому здание по адресу: "адрес" (литера А) имеет наименование "административно-офисное", назначение "нежилое"; в экспликации к плану строений поименованы следующие помещения: "автостоянка", "водомерный узел", "электрощитовая", "станция пожаротушения", "офисное пространство", "коридор", "КУИ", "санузел", "тамбур-шлюз", "лестничная клетка", "офисное пространство", "офисное помещение", "венткамера", "терраса", "котельная". Площадь всех частей здания составляет 3971, 2 кв.м. (по внутреннему обмеру - 3752, 0 кв.м.), из них площадь 1-го этажа - 1343, 2 кв.м, 2-го этажа - 1307, 4 кв.м, 3-го этажа - 1249, 7 кв.м, 4-го этажа - 70, 9 кв.м.
Вместе с тем указанный технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признан допустимым доказательством, по следующим основаниям.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
При таких обстоятельствах технический паспорт, составленный по после 1 января 2013 года, не может быть признан допустимым доказательством по настоящему административному делу, в связи с чем сведения указанного технического паспорта не могут быть положены в основу решения по рассматриваемому делу.
Более того, площадь здания по вышеуказанному техническому паспорту (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не соответствует площади спорного здания с кадастровым номером N, содержащейся в ЕГРН.
Из материалов реестрового (кадастрового дела) здания с кадастровым номером N, истребованного судебной коллегией в соответствии со ст. 306 КАС РФ, следует, что указанный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет на основании технического плана здания, не содержащего сведений (экспликации площади помещений) о наименовании и назначении помещений, входящих в состав спорного здания.
В материалах реестрового (кадастрового) дела также имеются материалы проектной документации на административно-офисное здание по "адрес", содержащие в себе экспликацию помещений, аналогичную экспликации в составе вышеприведенного технического паспорта (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.) относительно наименования помещений, но отличную по их площади. Вместе с тем, указанная проектная документация не может быть признана документом технического учета (инвентаризации), поскольку соответствующими свойствами документа технического учета не обладает, при этом в данном проекте отсутствует дата его составления и подпись представителя заказчика.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании и назначении помещений, входящих в указанное здание, ни в материалах административного дела, ни в материалах реестрового (кадастрового) дела не имеется.
Следовательно, спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2022 год включению также не подлежало.
Согласно пункту 9 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой же статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, внесены изменения, наделяющие его полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан (подпункт 3.3.101).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года N 2196-р создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела:
- на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории города Казани, в который включено обследование здания с кадастровым номером N на предмет фактического использования, сформированы рабочие группы по проведению обследований (протокол заседания N 1);
- ДД.ММ.ГГГГ соответствующей рабочей группой проведено обследование здания с кадастровым номером N, результаты зафиксированы в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения;
- ДД.ММ.ГГГГ комиссией рассмотрены акты обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, результатов фото- и (или) видеосъемки, представленные рабочими группами, в том числе в отношении здания с кадастровым номером N, принято решение провести повторное обследование данного объекта недвижимости (протокол заседания N 2);
ДД.ММ.ГГГГ комиссией утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории города Казани, в который также включено обследование здания с кадастровым номером N (протокол заседания N 3);
- ДД.ММ.ГГГГ вновь проведено обследование здания с кадастровым номером N, в ходе которого составлен отчет по результатам обследования и изменений нежилых помещений, используемый для осуществления торговой деятельности в здании (торгового помещения) и акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения;
- на основании рассмотренных актов обследования зданий (строений, сооружений), результатов фото- и (или) видеосъемки, представленные рабочими группами, в том числе в отношении здания с кадастровым номером N, комиссией принято решение рекомендовать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торгового центра (комплекса);
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4119-р в отношении объектов, указанных в приложении к распоряжению, определен вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торговых центров (комплексов), в числе прочих указано здание с кадастровым номером N
Распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2021 года N 8793, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2021 года.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4120-р в Перечень, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, внесены изменения путем дополнения Перечня новыми пунктами, в том числе оспариваемым пунктом 469, в котором указано здание с кадастровым номером N
Не согласившись с обоснованностью включения данного объекта недвижимости в Перечень, общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с заявлением о пересмотре вида фактического использования здания и исключении его из Перечня.
Данное обращение рассмотрено на заседании комиссии 10 февраля 2022 года, на основании представленных материалов принято решение оставить вид фактического здания без изменения (протокол заседания N 8).
Как установлено судом первой инстанции, из документов, представленных Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, и пояснений представителя следует, что включение здания в Перечень обусловлено наличием на втором этаже торговой площади 922, 2 квадратного метра (магазин " "данные изъяты"", магазин " "данные изъяты"", магазин автозапчастей " "данные изъяты""), что составляет 23, 83 процента от общей площади здания, принятой на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости (3 869, 8 квадратного метра).
ООО "С КОЛЛЕКШН", не отрицая факта размещения в здании торговых объектов, приводит иные данные об используемой в этих целях площади, составляющей только 773 квадратных метра, то есть менее 20 процентов общей площади здания. В частности 703 квадратных метра занято магазином " "данные изъяты" (арендатор - акционерное общество " "данные изъяты""), 38 квадратных метров - магазином автозапчастей " "данные изъяты"" (арендатор - индивидуальный предприниматель ФИО1 32 квадратных метра - магазином " "данные изъяты"" (арендатор - общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"").
Из представленных Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан документов следует, что вывод о фактическом использовании здания сделан по результатам осмотра второго этажа здания, зафиксированным в актах обследования от 9 ноября 2021 года и 22 декабря 2021 года, а также замера торговых площадей, зафиксированного в отчете акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" от 22 декабря 2021 года.
Так, в разделе 2 "Описание фактического использования помещений" акта обследования от 9 ноября 2021 года содержатся сведения о фактическом использования в целях торговли площади второго этажа, составляющей 1 307, 4 квадратного метра, фактическое использование первого, третьего и четвертого этажей не установлено. В разделе 3 "Заключение о фактическом использовании" указано на расположение на втором этаже здания магазина " "данные изъяты" магазина " "данные изъяты" а также магазина автозапчастей " "данные изъяты"". Со ссылкой на данные визуального осмотра в этом же разделе установлено, что второй этаж здания используется в целях торговли, что составляет более 20 процентов от общей площади здания.
В разделе 2 акта обследования от 22 декабря 2021 года приведены сведения о фактическом использовании в целях торговли 922, 2 квадратного метра площади второго этажа здания. Как следует из содержания раздела, фактическое использование первого, третьего и четвертого этажа также не установлено. В разделе 3 со ссылкой на результаты замера торговых залов изложен вывод о площади торговых залов 922, 2 квадратного метра, что составляет 23, 83 процента от общей площади здания.
Приложенный к акту отчет по результатам обследования и измерений нежилых помещений, используемых для осуществления торговой деятельности в здании (торгового помещения), также содержит сведения о площади торговых помещений, по результатам измерения составившей 922, 2 квадратного метра, при этом в графе "номера этажей расположения торговых помещений" указан первый этаж.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что акты и отчет, составленные по результатам обследования здания с кадастровым номером N, однозначно не подтверждают факт использования не менее 20% общей площади здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку в содержании данных документов имеется противоречие в части указания номера этажа, на котором расположены торговые помещения: согласно акту от 22 декабря 2021 года площадь, используемая в целях торговли, расположена на втором этаже, доступ на первый этаж не получен, его фактическое использование не установлено, однако в приложенном к акту отчете от 22 декабря 2021 года зафиксировано наличие торговых площадей на первом этаже; кроме того, ни в отчете, ни в акте не содержится указания на конкретные помещения, фактически используемые для торговли, площадь каждого помещения, не описаны признаки, свидетельствующие о размещении в здании торговых помещений (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров и т.п.), не приведены сведения о применении технических средствах измерения и их характеристиках, что не позволяет установить достоверность полученных результатов замера.
Каких-либо иных доказательств обоснованности включения спорного здания в Перечень (результатов видеофиксации процесса обследования, фотоматериалов с пояснительными надписями и привязкой к конкретным помещениям, иных сведений, позволяющих с достоверностью определить размер площади, используемой для размещения торговых помещений) административным ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о проведении обследования фактического использования здания с кадастровым номером N ДД.ММ.ГГГГ по результатам которого установлено, что более 20% (23, 83%) от общей площади здания занимают торговые объекты, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанное обследование проведено после юридически значимой даты (на момент утверждения Перечня, до на начала налогового периода).
Доказательств обследования на юридически значимую дату (на момент утверждения Перечня, на момент внесения в него изменений) спорного здания с целью определения фактического использования объекта недвижимости для размещения офисов материалы административного дела не содержат.
Таким образом, надлежащих, достоверных и бесспорных доказательств использования здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации материалы дела не содержат.
Учитывая вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером N исходя из его назначения и наименования, а также назначения и наименования помещений в нем, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации), при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, спорный объект недвижимости не относился к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не подлежал включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии пункта 469 Перечня на 2022 год нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2022 год, не представлено.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующим, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 469 Перечня на 2022 год недействующим со дня его принятия.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.